Спецпроекты

На страницу обзора
Основные факторы влияния – единая база автовладельцев и электронная подпись
Создание единой базы автовладельцев и шаги государства навстречу популяризации электронной цифровой подписи сильно повлияют на процесс информатизации страховых компаний, считает Роман Решетников, CIO группы «Ренессанс Страхование». По его словам, развитию отрасли может способствовать переход на электронные полисы ОСАГО и КАСКО, которые по-прежнему занимают львиную долю рынка.

Роман Решетников

CNews: Как, по-вашему, изменились ИТ-стратегии крупнейших страховых компаний за последний год?

Роман Решетников: Все зависит от бизнес-стратегии конкретной компании. Но в целом для отрасли характерна фокусировка усилий на повышение эффективности процессов для снижения операционных затрат, а также на повышение технологичности продаж.

CNews: А среди своих проектов можете выделить самые интересные?

Роман Решетников: Это программа core-процесса и проекты Link, о которых я сегодня еще расскажу подробнее.

CNews: Какие проекты 2013 года для вашей страховой компании являются стратегическими? Чем это обусловлено?

Роман Решетников: Еще несколько лет назад ключевым проектом для нашей компании было создание автоматизированной централизованной системы урегулирования страховых случаев на базе Siebel (Oracle). Сейчас основная задача, над которым мы работаем, – совершенствование core-процесса: продажи, учет, начисления комиссии. Это стратегическая программа проектов, в которой мы трансформируем процесс от момента продажи полиса до выплаты комиссии, чтобы улучшить качество данных, снизить количество ошибок, отказаться от лишних бумаг, в целом снизить стоимость обработки одного полиса, ускорить выплату комиссионного вознаграждения. Мы готовили платформу для этого проекта в течение последнего года, до конца 2013 года планируем запустить проект по всей компании.

CNews: А какова позиция группы «Ренессанс Страхование» по отношению к возрастающей актуальности компонентной архитектуры?

Роман Решетников: Мы с 2008 года движемся в этой парадигме. Причем это было сделано не в угоду тренду, а как реальная необходимость. Исторически сложилось, что в компании было несколько систем и решений. Поэтому мы неизбежно сталкиваемся с тем, что есть компоненты, которые нужно между собой интегрировать.

С 2008 года мы развиваем тему SOA (сервисно-ориентированной архитектуры). Но мы двинулись дальше, посмотрели, куда идет рынок. И поняли, что страховые решения также являются компонентами более комплексного продукта. Например, при продаже авиабилетов вы можете купить сразу полис путешественника или при получении кредита приобрести полис от несчастного случая. Поэтому мы создали уникальную технологию «Линк». Мы предоставляем удобные для продажи продукты по страхованию от несчастного случая, выезжающих за рубеж и страхованию квартир и дач, которые встраиваются в интерфейс партнера. Процесс интеграции занимает от двух недель, в зависимости от степени готовности ИТ-подразделения партнера. Затем идет недельное тестирование и запуск решения в любой точке России (при наличии централизованной информационной системы у партнера).

Наши проекты с питерским «Единым центром документов», мобильным ритейлером «Связной» и банком «Тинькофф Кредитные Системы» очень успешны.

CNews: Какое событие на рынке информатизации страховых компаний в этом году считаете самым ярким?

Роман Решетников: Если говорить о рынке в целом, то это появление единой базы данных ОСАГО.

CNews: Роман, расскажите, пожалуйста, какова динамика ИТ-бюджета вашей компании в 2013 году? Изменились ли приоритеты инвестиций?

Роман Решетников: Год назад руководством компании был выбран курс на трансформацию с целью повышения эффективности и прибыльности бизнеса. В соответствии с этой стратегией выросли затраты на проекты, связанные с созданием высокотехнологичных бизнес-решений для достижения этих целей. Однако рост затрат был постепенным, без резких скачков.

CNews: Можете ли вы уже сейчас говорить о том, какой будет динамика ИТ-бюджета вашей страховой компании в 2014 году?

Роман Решетников: Мы будем продолжать инвестировать в развитие core-процесса, а также решений, связанных с электронной цифровой подписью. Кроме того, будем вкладывать средства в дальнейшее совершенствование наших процессов, направленных на улучшение качества обслуживания клиентов.

CNews: Страховые компании вслед за банками стали больше внимания уделять консолидации информационных ресурсов. Какова позиция вашей компании в этом направлении?

Роман Решетников: Консолидация информационных ресурсов у нас во многом уже сделана, мы достаточно сильно продвинулись в этом вопросе. Сейчас мы реализуем проект, целью которого является ускорение получения отчетности (актуарной, управленческой, финансовой) на основе нашего хранилища данных.

CNews: Как идет развитие дистанционного обслуживания в группе «Ренессанс Страхование»?

Роман Решетников: Мы очень много сделали в этом направлении. Во-первых, запустили личный кабинет клиента на нашем сайте, где каждый может видеть всю информацию о своих полисах и страховых случаях по КАСКО. При этом отображаются все этапы урегулирования: дата сдачи всех документов, принятие решения о выплате, выдача направления на ремонт, согласование скрытых повреждений. Во-вторых, с весны на нашем сайте есть возможность покупки полиса путешественника. Полис оплачивается банковской картой, затем приходит на указанную почту, его можно распечатать и взять с собой в консульство или в поездку. Мы сделали очень понятный интерфейс, продумали навигацию, автоматически учли требования визовых служб – в общем, сделали все, чтобы клиенту было удобно покупать страховку именно на нашем сайте.

CNews: Какие законодательные нововведения 2012-2013 годах, по вашему мнению, наиболее отразятся на процессе информатизации страховых компаний?

Роман Решетников: Во-первых, это нововведения в ОСАГО. 1 января этого года была создана единая база автовладельцев, введены законодательные требования об использовании этой базы при продаже полисов ОСАГО. Для этого было проведено интегрирование систем страховых компаний с единой базой, а в процессы продаж был встроен онлайн запрос коэффициента убыточности. Это серьезный шаг к переходу в сторону онлайн-продаж ОСАГО.

Во-вторых, это шаги в сторону популяризации электронной подписи. Сейчас наша компания и другие продают онлайн полисы для путешествий и страхование имущества. Однако прогрессивным шагом для всей отрасли явился бы переход на электронный полис ОСАГО и КАСКО, которые по-прежнему занимают львиную долю рынка.

СNews: Как вы оцениваете готовность российского рынка страхования к появлению электронного полиса с точки зрения ИТ-инфраструктуры?

Роман Решетников: На данный момент все крупные страховые компании уже имеют системы для продажи полисов через посредников, также активно развиваются сервисы-агрегаторы, продающие полисы нескольких страховых компаний. У нас очень сильный канал прямых продаж – через сайт и колл-центр.

Со стороны регулятора будут изменяться требования по срокам внесения полиса ОСАГО в единую базу данных после продажи. Поэтому можно сказать, что и так сейчас все идет к тому, чтобы продажа осуществлялась электронно.

Я считаю, что для перехода к электронному полису не хватает отмены самого требования обязательности бланка и удобных решений для использования персональной электронной подписи.

Интервью обзора

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2013
Выручка от проектов в финансовом секторе, 2012, тыс.руб. (с НДС) Рост 2012/2011, %
1 15 935 758 -12%
2 14 426 000 99%
3 9 672 000 35%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - превьюшка
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) Рост 2012/2011
1 17 055 83%
2 954 26%
3 878 25%
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности эмитента)
Расходы на ИКТ, 2012 (млн руб.) CIO
1 66 800 Вадим Кулик
2 1 535 * н/д
3 865 н/д
Подробнее