Как зря не потратить деньги на цифровую трансформацию
Для того, чтобы деньги, выделенные на цифровую трансформацию, не оказались выброшенными на ветер, надо четко определиться с целями, заручиться поддержкой руководства, вдохновить своими идеями людей и, конечно, выбрать адекватные инструменты. Как это сделать на практике, обсудили участники секции «Цифровая трансформация» CNews FORUM 2021.
Что такое цифровая трансформация
Цифровая трансформация — это изменение бизнес-модели при помощи цифровых инструментов, начал свое выступление Илья Заянц, директор по ИТ, Щербинский лифтостроительный завод. Основными ее инструментами являются управления изменениями (методологии, стандарты), развитая HR-функция. Также должны быть сформированы цели и стратегии, прописаны полномочия исполнителей. Очень важно, чтобы в цифровой трансформации было заинтересовано руководство компании.
Цифровизация и цифровая трансформация
Илья Заянц подробно рассказал о каждом из этих инструментов. «Любая масштабная трансформация организации — это трансформация мышления ее сотрудников, — подчеркнул он. — Для лидера цифровой трансформации необходим HR бизнес-партнер (HRBP), который бы решал задачи внутрикорпоративного продвижения и внедрения изменений». Кроме того, задачи и цели цифровой трансформации должны быть понятны и оцифрованы, так как влияют на всю структуру бизнеса. Илья Заянц подчеркнул, что интерес руководства к цифровой трансформации появляется при появлении измеримых бизнес-эффектов, а значит надо уделять особое внимание промежуточным результатам.
О том, как продвигается идея цифровая трансформация в России, рассказал Вячеслав Солопов, директор по консалтингу, «Консист Бизнес Групп». В 2021 г. успешно развивались сегменты C2C, B2C и G2C. Цифровизация стала, во многом, вынужденной, но привела к росту цифровых услуг для граждан. Прогресс наблюдался и в сегментах C2B и B2B — бизнес стал активно использовать данные. Постепенно начинает отдавать бизнесу данные и государство, но пока этот процесс в стадии становления, отметил эксперт.
Технологические направления цифровой экономики
Наиболее востребованы были облачные и мобильные технологии, технологии определения и фиксации местоположения, распознавания голоса, внешности, образов, видеофиксация и большие данные. Пока отстают smart-контракты, распределенные реестры, технологии маркировки и идентификации и «Индустрия 4.0». «Нельзя внедрить цифровую трансформацию, не изменив бизнес-процессы — это ничего не даст, — согласен с предыдущим спикером Вячеслав Солопов. — Она дает возможность попасть на новый рынок, и если вы его не видите, то заниматься цифровой трансформацией бесполезно — затраты не окупятся». Поскольку процессы цифровизации стоят недешево, он призвал заранее просчитывать, какой эффект принесет тот или иной проект. Важно и то, что такие проекты должны завершаться в течение 3-6 мес., иначе они устаревают.
Цифровая трансформация в промышленности
Никита Иванов, руководитель отдела беспроводных решений, CompTek, затронул в своем выступлении проблемы, возникающие в процессе цифровизации горнодобывающих предприятий, портов и других компаний, где постоянно меняется ландшафт и инфраструктура. Одна из таких проблем — восстановление покрытия сети после изменения инфраструктуры. Без сети не будут работать приложения и сервисы реального времени, необходимые для поддержания эффективной и безопасной работы рудника 24/7.
Построение сети на горнодобывающем предприятии
Есть несколько вариантов: Wi-Fi и Mesh Wi-Fi, беспроводной широкополосный доступ, собственный LTE или 5G. Никита Иванов предложил использовать Rajant Kinetic Mesh. По его словам, в этом решении нет такого понятия, как роуминг. Оно позволяет создать собственную сеть и обеспечить высокую скорость передачи данных. Сеть просто запустить, она дешевая в обслуживании, легко масштабируется и очень надежна. «Даже на тех предприятиях, где раньше невозможно было внедрять тяжелые решения, например, видеоаналитику, такая возможность теперь появилась», — говорит Никита Иванов.
В процессе цифровой трансформации в промышленности уже появляются новые бизнес-модели. Например, такие как оборудование как сервис (Equipment-as-a-Service, EaaS), говорит Денис Касимов, генеральный директор, Factory5. Чтобы она заработала, нужны оборудование, технологии ремонта, сами технологии — экосистемная составляющая, гарантии надежности работы оборудования. Поэтому большинство производителей оборудования строят собственные экосистемы для предоставления услуги EaaS.
Управление активами для контрактов жизненного цикла
В таких условиях данные о работе оборудования и его техническом состоянии становятся критически важными для выполнения контрактных обязательств и обеспечения прибыли. Предоставить такие данные может решение компании Factory5. Денис Касимов привел пример проекта, реализованного компанией для российского производителя газотурбинного оборудования, начавшего переход на контракты жизненного цикла. В пилоте участвовало 4 агрегата, в перспективе планируется подключение более 1000 агрегатов.
Конкретные результаты проекта озвучивать еще рано. Но в целом использование подобных решений способствует сокращению простоя оборудования, увеличению срока их полезного использования, повышению доли плановых ремонтов и сокращению аварийных и сверхплановых работ.
Цифровые сервисы
Святослав Павловский, коммерческий директор, SberTech, рассказал об истории создания PaaS-платформы Platform V. Компания провела исследование и выяснила, что разработчик тратит почти 85% времени на процессы, не имеющие отношения к написанию кода. Чтобы сделать его работу более продуктивной была создана Platform V. На ней есть все необходимые компоненты для того, чтобы создавать любые приложения.
Уровень надежности Platform V 99,99%. Основная функциональность реализована на базе Open Source. При этом платформа позволяет использовать и лучшие коммерческие продукты на рынке. Platform V значительно увеличивает скорость тестирования продуктовых гипотез, в том числе благодаря развитию Low Code технологий, которые снижают порог входа для работы с ней.
PaaS-платформа Platform V
До самого последнего времени платформа была доступна только сотрудникам Сбера, но теперь она открыта и для сторонних пользователей. Как рассказал Михаил Краснов, генеральный директор Integrity Solutions, его компания оказывает услуги по заказной разработке, архитектурному консалтингу, UX/UI дизайну, миграции в SberCloud, обучению и внедрению Agile, разработке мобильных приложений. Клиенты Integrity Solutions получают доступ к Platform V и набору прикладных сервисов: компания предоставляет комплекс услуг по установке, настройке, интеграции, сопровождению и разработке прикладных приложений на платформе.
Умные люди в умном городе
Тема цифровизации тесно связана с понятиями «умное устройство», «умный дом или офис», «умный город». Однако единого определения, что это такое, до сих пор не существует, отмечает Сергей Лобов, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам, «Группа Т1». Между тем, к марту следующего года может появится ГОСТ, описывающий оснащение новостроек smart-системами. К 2025 г. 13% населения будет пользоваться умными домами.
Лесенка сложности IoT-решений
Умный город — это упорядоченная система с умными элементами и связями между ними. «Умный город — это не просто управление уличным освещением или транспортом. Он состоит из умных кварталов, зданий, офисов и квартир. Именно такое понимание сути умных городов должно стать профессиональным стандартом для всех участников рынка», — говорит Сергей Лобов. Кейсы создания таких городов уже существуют. Практически все решения, которые внедряются на нижнем уровне, например, в квартире, получают свое отражение и на более высоких уровнях здания и города. Однако они становятся сложнее. Заметно увеличивается и число необходимых решений.
Дробление на зоны ответственности между отдельными службами не дает учесть интересы умного города в целом, уверен Сергей Лобов. Он предлагает пойти по пути созданий умных платформ, объединяющих решения на всех уровнях.
Люди часто с радостью используют умные устройства сами, но отказываются делать это в бизнесе, продолжил тему Давид Туманян, руководитель направления IoT, CTI. В качестве примера он привел цифровых советчиков, которые есть практически на каждом смартфоне, или умные колонки. Подобные проекты постепенно завоевывают и корпоративный рынок.
Например, в компании Fanuc система на основе IIoT обеспечивает сбор и обработку данных с датчиков о состоянии подшипников, а затем выдает рекомендации по их замене. Результат — повышение эффективности производства на 5%. В Harley Davidson после внедрения системы контроля поставок и остатков на складах скорость производства увеличилась в 20 раз.
Экосистема IIoT решений
Одно из самых востребованных решений в России — переход от техобслуживания по расписанию или количеству циклов к экономически более выгодному техобслуживанию «по состоянию». Оно позволяет оптимизировать затраты на ремонт и снизить издержки от внепланового простоя оборудования до 25%. «Трендом является разработка, развитие и интеграция решений из сегментов унифицированных коммуникаций и интернета вещей», — говорит Альберт Исламов, директор департамента коммуникационных сервисов, CTI.
Данные важнее всего
Владимир Клявин, региональный директор в России, СНГ, Украине и Грузии, Veeam Software, отметил, что построение любых цифровых сервисов бессмысленно, если не обеспечить сохранность данных, на основе которых они работают или которые они генерят. Он напомнил участникам конференции, что в пандемию более чем в 7 раз выросло число киберпреступлений. При этом компании планируют и дальше развивать облачную инфраструктуру.
Движущие факторы изменений
Он напомнил о необходимости резервного копирования данных для того, чтобы в случае необходимости можно было восстановить работоспособность систем. Устаревшие решения приводят к тому, что 37% попыток бэкапов и 34% попыток восстановления оказываются неуспешными. При этом он призвал не делить данные для бэкапа на критичные и некритичные — в случае сбоя окажется, что ни все представляют ценность. Владимир Клявин напомнил, что компания Veeam Software является лидером рынка резервного копирования как в Европе, так и в России.
Практический опыт
Павел Соколов, директор департамента информационных сервисов, «Биокад», рассказал, что фундаментом цифровой трансформации в компании стали ECM и BPM-системы. На всех этапах жизненного цикла препаратов возникает огромное количество документов. В настоящее время «Биокад» переводит их в электронный вид, данные с приборов и датчиков автоматически заносятся в досье. Уже введен в эксплуатацию ElectronicLab Notebook.
В компании работают над цифровизацией сбора регистрационного досье, досье на серию и исходных данных с оборудования. В планах автоматизированное распознавание рентгенограмм и данных с хромотографов и проведение виртуальных исследований.
Никита Драчев, руководитель риск-технологий, «Фольксваген Банк», рассказал об использовании технологий Process Mining. Цифровая трансформация в банке началась довольно давно, на сегодняшний день основной упор делается на внедрение систем поддержки принятия решений. Внедряется DSS-система, новые скоринговые и рейтинговые модели и Limit DB.
Автоматизация процесса принятия решения включает в себя выгрузку данных, их исследование, выявление аномалий и построение гипотез, обсуждение их с экспертами и разработку методов устранение аномалий. В «Фольксваген Банк» исследование состояло из 7 циклов, в каждом из которых обсуждалось по 10 аномалий. В результате анализа около 200 тыс. заявок 12 задач было занесено в backlog.
Основной проблемой было качество данных, отмечает Никита Драчев. На втором месте — ошибки дата-инженеров, которые принимали стандартные процессы за аномалии. В списке плюсов Process Mining — однозначность выводов, быстрая аналитика и возможность анализа до конкретного экземпляра. При этом эксперт напомнил, что для таких проектов необходимо много детальных и качественных данных и проверка выводов с экспертами.
Константин Кудашев, руководитель Центра цифровых технологий, концерн «Росэнергоатом», рассказал, что в конце 2020 г. принята новая Стратегия цифровизации концерна «Росэнергоатом» до 2030 г. Уже определен перечень решений, которые должны стать частью цифровой платформы, покрывающей весь спектр задач. Цифровой шаблон эксплуатации АЭС включает в себя 287 ИТ-решений и сервисов. Кроме того, «Росэнергоатом» пойдет по пути виртуализации и, конечно же, импортозамещения.
На сегодняшний день в работе находится 132 проекта. Более 13 тыс. пользователей перешли на Astra Linux. Идет активная работа по созданию полностью отечественного ПАК VDI для более чем 5 тыс. пользователей — проект должен завершиться до конца года. Разработан VR-тренажер на ЛАЭС-2 для процедур обходов и ремонтов. Спроектирована система обучения в VR сложному динамическому оборудованию на примере парогенератора. Ввод в промышленную эксплуатацию состоится до конца 2021 г.
«Умная» видеоаналитика, успешно функционирующая на Кольской АЭС, планируется к тиражированию на остальные АЭС. Введен в промышленную эксплуатацию центр принятия решений, который обеспечивает эффективное управление ситуацией на рынке электроэнергии и проведение оперативных совещаний руководства концерна.
Александр Крупин, начальник управления по цифровым технологиям, «Норникель», рассказал о практике применения компьютерного зрения в компании. Компьютерное зрение позволяет анализировать видеопоток, регистрировать и вести учет различных событий. Любые задачи, которые в производстве решаются с помощью визуального осмотра человеком, могут быть решены при помощи видеоаналитики.
Потребности площадок в таких решениях увеличиваются вместе с потребностями в продвинутой автоматизации. Развитие видеоаналитики в «Норникеле» началось с инициатив Цифровой лаборатории и переросло в услугу для бизнеса. Сегодня таким образом оцениваются размеры руды и угля на ленте конвейера и состояние самой ленты, производится мониторинг выбросов вредных веществ в зависимости от направления ветра, контролируются опасные зоны на площадках и многое другое. В качестве примера Андрей Крупин рассказал о видеофиксации нарушений правил техники промышленной безопасности с использованием технологий компьютерного зрения и искусственного интеллекта.
«Сложность цифровой трансформации в том, что нет готовых рецептов. Никто не знает, как правильно, — отмечает Алина Веселова, экс-руководитель программ трансформации, «Магнит». — В лучшем случае, можно изучать инструменты и ориентироваться на лучшие практики. Однако не факт, что чужой опыт подойдет и вам». По мнению Алины Веселовой важно внедрять систему целеполагания, которая свяжет стратегию и цели компании с задачами, которые сотрудники решают каждый день. Также такая система позволит управлять распределенными командами, что особенно актуально в условиях удаленной работы.
В компаниях с большим объемом изменений для обеспечения ясности, согласованности, коммуникации и эффективного отслеживания пути применяется методология OKR (Objectives and Key Results). Ее суть в том, чтобы задать понятные цели и ключевые результаты проекта. При этом «по книжке» внедрить OKR не получится, отмечает Алина Веселова. Она рекомендовала предварительно ответить на несколько простых вопросов: Всем ли департаментам и всей ли вертикали это нужно? Как часто ставить цели и оценивать результат? Какие шаги надо предпринимать? Какие инструменты понадобятся?
Как прошел CNews FORUM 2021
В 2021 г. CNews FORUM — крупнейшая независимая площадка для встречи ИТ-директоров, руководителей ИТ-компаний и представителей органов власти — успешно прошел в четырнадцатый раз. В силу известных ограничительных факторов организаторами был снова использован смешанный формат проведения мероприятия — значительная часть форума прошла в онлайн-режиме.
CNews FORUM 2021 собрал свыше 1000 участников. Было заслушано порядка 90 экспертных докладов. В сессионной части было проведено шесть тематических отраслевых секций: «ИТ в госсекторе», «ИТ в банках», «Облачные технологии», «Информационная безопасность», «ИТ в торговле» и «Цифровая трансформация».
Взгляд CNews на состояние ИТ-отрасли
В пленарной части CNews FORUM выступили глава Минцифры Максут Шадаев, его заместитель Максим Паршин, замглавы Минпромторга Василий Шпак, директор по ИТ в РЖД Евгений Чаркин, замгендиректора по операционной эффективности и цифровому развитию «Первой грузовой компании» Алексей Агапкин, вице-президент по ИТ «Евразхолдинга» Артем Натрусов, гендиректор «Скалы-Р» Виктор Урусов, директор по работе с ключевыми заказчиками Yadro Сергей Касаев и многие другие.