Разделы

Статья

Почему проблемы и кризисы становятся движущей силой цифровизации

ПО Бизнес Интеграция Конференции Цифровая трансформация
, Текст: Анна Агеева

Пандемия спровоцировала резкий скачок развития и внедрения цифровых сервисов. Участники секции «Цифровая трансформация» CNews Forum Кейсы делились успехами как в госсекторе, так и в коммерческих проектах. Предприятия с достаточными для выживания резервами смогли не только восстановиться, но и перешли на качественно новый уровень управления бизнес-процессами и взаимодействия с клиентами и партнерами.

Алексей Леонтович: В том или ином виде «цифра» есть везде

Уровень цифровизации промышленных предприятий растет, катализатором процесса стала пандемия. Однако до полноценной «Индустрии 4.0» еще далеко, рассказал Алексей Леонтович, заместитель генерального директора SAP CIS.

CNews: Как вы оцениваете уровень цифровизации промышленности в России?

Алексей Леонтович: Российская промышленность по уровню цифровизации практически не отстает от сервисных индустрий. Во всех производственных отраслях идут те или иные проекты по внедрению инноваций, которые повышают эффективность бизнес-процессов компаний в разных направлениях: производство, закупки, финансы, логистика, управление персоналом и др. Многие компании уже завершили базовую цифровизацию и сконцентрировались на инновациях, среди которых искусственный интеллект, цифровые двойники, машинное зрение, дополненная реальность, беспилотная техника и многое другое. В том или ином виде «цифра» есть везде.

В качестве примера приведу компанию Segezha Group, которая недавно перешла на SAP S/4HANA и за этот проект на полях ПМЭФ получила награду «SAP Unstoppable Business». Это сложнейший комплексный проект по трансформации и цифровизации бизнеса, который был реализован в условиях пандемии и локдауна. Он охватил более десяти географических локаций и разнообразные типы производства: лесозаготовка, производство целлюлозы и бумаги, бумажной упаковки, фанеры и пиломатериалов. В архитектуре предусмотрена интеграция с множеством систем предприятий, создана система управления производственными процессами на уровне цехов. Результатами проекта компания ожидает двукратное снижение количества внеплановых ремонтов, сокращение длительности простоев оборудования на 25%, снижение внеплановых затрат на 65%. В дальнейшем решение будет тиражировано на все предприятия группы, будут развиваться системы интегрированного бизнес-планирования и электронной коммерции, по управлению персоналом.

CNews: Изменилось ли отношение к цифровизации на фоне пандемии?

Алексей Леонтович: Цифровые технологии помогли промышленным компаниям пережить кризис. В России и СНГ промышленная отрасль в целом смогла избежать драматического сценария развития событий. Несмотря на кризисные условия, компании с высоким уровнем цифровой зрелости быстро перестроили процессы во время локдауна, не остановили текущие проекты и сфокусировались на новых, соответствующих новой реальности. То есть, пандемия, наоборот, стала катализатором увеличения темпов цифровизации в промышленности.

Яркий пример – «Северсталь» приступила в первом квартале 2020 года к процессу разработки перехода на платформу нового поколения SAP S/4HANA, не остановила проект даже в непростой период, а наоборот, считает его одним из ключевых в реализации своей новой бизнес-стратегии.

Если говорить про цифровые инструменты, которые помогли промышленным компаниям преодолеть условия пандемии и выйти на докризисные показатели, то я бы выделил в первую очередь три ключевые направления: комплексную автоматизацию, электронную коммерцию и технологии удаленной работы.

CNews: Какие сценарии развития «Индустрии 4.0» вы считаете наиболее вероятными в ближайшие годы?

Алексей Леонтович: В ближайшие годы в рамках «Индустрии 4.0» будут активно развиваться инновационные проекты с использованием цифровых двойников, интернета вещей, роботизации и беспилотных технологий. Сегодня мы уже видим примеры таких проектов у наших заказчиков. Например, в прошлом году «Северсталь» внедрила цифровой двойник бизнес-процессов с применением технологии process mining для оптимизации закупочной деятельности, управления внешней логистикой автотранспорта и управления мастер-данными. Или другой пример — группа НЛМК недавно создала на базе горнорудных активов центр обработки и анализа данных, полученных с применением беспилотных летательных аппаратов. Беспилотники будут применяться для геологоразведочных работ в карьере, мониторинга состояния дорог, теплосетей и других инфраструктурных объектов.

Однако, несмотря на существующие технологические проекты и растущие темпы цифровизации, в нашей стране еще не так много компаний, которые могут соответствовать стандартам «Индустрии 4.0». Остаются также и нормативные ограничения, которые касаются вопросов организации «безлюдного» производства, применения сетей 5G, а иногда даже просто «безбумажных» процессов.

Если смотреть шире, то такие аспекты, как меняющееся потребительское поведение, инициативы в области экологии и устойчивого развития уже очень скоро станут определяющими в бизнес-стратегиях компаний, а, значит, будут диктовать и направления развития и применения цифровых технологий. Компании должны знать своих клиентов и сотрудников, быстро и гибко реагировать на изменения и перестраивать свои продукты, цепи поставок, уровень сервиса на основе постоянного сбора и анализа обратной связи.

Сокращение углеродного следа становится ключевой целью современных корпораций. Уже в скором будущем мы будем видеть все больше проектов компаний, которые используют «цифру» под эти задачи.



















Hitachi: Как анализ данных может влиять на жизнь целого города Традиционные методы анализа данных больше не работают