Директорам по данным обещан скорый и бурный карьерный рост
По мнению аналитиков, в ближайшие годы в компаниях произойдет расширение полномочий специалистов, отвечающих за управление данными. Они постепенно будут переходить на руководящие должности.
CDO войдут в менеджмент компаний
В соответствии с прогнозом аналитиков Gartner, к 2020 г. 15% директоров по данным (Chief Data Officers — CDO) ожидают большие перспективы. Они со временем займут позиции топ-менеджеров — директоров по маркетингу, операционных или генеральных директоров. Как поясняют авторы исследования, организации, решившие ввести в свой штат должность CDO, нацелены на извлечение из нее максимальной прибыли. 30% из общего количества опрошенных директоров по данным ответили, что подчиняются непосредственно гендиректору компании. По мнению руководства таких предприятий, специалисты CDO усиливают конкурентоспособность компании, помогая в стратегическом планировании и принятии важных решений, а также руководя цифровыми бизнес-процессами.
«Отдел CDO является оперативным подразделением с квалифицированными сотрудниками, он наделен бюджетом и ответственностью. В 54% из опрошенных нами организаций заявили, что такой отдел сформирован у них полностью или частично. Еще 20% изучают вопрос или планируют создать отдел уже в будущем году. И лишь 19% опрошенных пока не готовы заняться таким подразделением», — рассказала вице-президент Gartner Дебра Логан (Debra Logan).
В качестве основных задач отдела CDO опрошенные называли повышение уровня доверия клиентов (62%), наращивание конкурентных преимуществ (60%) и рост КПД предприятия (54%). 69% участников опроса полагают, что основной задачей директоров по данным должны быть инициативы в области аналитики, 68% — что CDO должны управлять данными на предприятии. Еще по 64% опрошенных полагают, что в обязанности CDO должны входить разработка стратегических задач в компании и обеспечение информационной стабильности предприятия.
Эксперты по большим данным готовы возглавить изменения в компаниях
Поскольку использование данных и аналитики в компаниях постоянно растет, предприятия, игнорирующие поддержку CDO, будут сталкиваться с кризисами. «27% опрошенных указали на угрозы связанных с аналитикой и данными кризисов в качестве причины создания отделов по управлению данными или штатной единицы. 24% опрошенных заявили, что пошли на это по распоряжению совета директоров. Еще 41% — по приказу генерального директора или финансового директора», — рассказал вице-президент Gartner Джейми Попкин (Jamie Popkin).
Аналитики пояснили, что большинство самих CDO для себя определяют две основные обязанности. 67% считают, что их задачей будет возглавить изменения в компании, связанные с созданием и поддержанием систем корпоративных данных и их аналитики. 61% полагает, что им предстоит интегрировать аналитику и данные в стратегию предприятия, его «дорожную карту». Также большинство респондентов отметили, что у них сложились хорошие отношения с ИТ-руководством в компании. Тем не менее, аналитики уточнили, что с ростом полномочий экспертов по большим данным их отношения с директорами по информационным технологиям (CIO) могут испортиться из-за разногласий в стратегическом развитии и приоритете принятия решений.
По мнению директора по технологиям Hitachi Data Systems (HDS) в North EMEA Ирины Яхиной, введение должности директора по данным — не далекая перспектива для российских компаний, а насущная необходимость. «Руководители бизнеса понимают, что грамотный анализ данных сегодня — важнейшая предпосылка создания и удержания конкурентного преимущества. В подобной ситуации CDO — это не просто эксперт по данным, это топ-менеджер, создающий в компании новую культуру отношения к информации и работы с ней. CDO — позиция, находящаяся на уровне высшего руководства; фактически, такие эксперты отвечают за монетизацию данных в рамках тех инновационных бизнес-моделей, которые внедряются в компании», — сказала Ирина Яхина.
По словам представителя HDS, если для более консервативных компаний CDO выступает в качестве лидера цифровой модернизации, то для стартапов, изначально работающих в новой экономике (с мобильными приложениями, онлайн-сервисами и устройствами интернета вещей, например), эксперты по данным становятся драйверами развития, выступающими за создание все новых и новых продуктов и услуг. «Кстати, в этом отношении не исключены и определенные сложности: CDO предстоит не только проанализировать данные и предложить путь их использования, но и объяснить высшему руководству, почему важно вкладывать средства именно в эти проекты и какими будут показатели возврата инвестиций», — рассказала Ирина Яхина.
По ее мнению, пока что руководители предприятий, как правило, мало осведомлены в вопросах управления данными и не всегда готовы полагаться на математические алгоритмы в процессе принятия решений. Ирина Яхина также отметила, что сегодня аналитика данных — одно из ключевых направлений развития ИТ-рынка. «В рамках этого важного тренда мы вывели на рынок новое решение для интеллектуальной обработки данных Hitachi Content Intelligence, ставшее дополнением к уже существующей линейке облачных хранилищ Hitachi Content Platform. Цель этих технологий — облегчить ИТ-подразделению компании работу с большим количеством источников информации и предоставить CDO качественный инструмент для классификации данных и превращения их в полезные для бизнеса знания. Такие решения уже используют, к примеру, международная финансовая корпорация Rabobank и Национальное управление архивами и документаций США», — рассказала Ирина Яхина.