На самом деле, технологии любят все. В особенности технологии, о которых можно сказать: «Как, вы еще не слышали об этом? Эта штука изменит мир». Такие технологии быстро становятся обсуждаемыми, их создатели – знаменитыми, их владельцы – заметными в обществе. Первый планшетный компьютер и первый электромобиль, 3D-печать и энергоэффективный дом – складывается ощущение, будто мир замер в ожидании момента, когда все инновации, разработанные человечеством за последние полвека, начнут работать с той же легкостью, с какой мы открываем приложения в смартфоне. Что касается управления всем гением научной мысли – оно, должно быть, целиком сведется к тоненькому черному дисплею, умещающемуся в ладони.
Что может дать нам такую легкость? Пожалуй, ее нам даст интернет вещей.
За последнее время эта технология наделала много шума и породила большие ожидания как со стороны бизнеса, так и со стороны общественности. Так что же такое «интернет вещей» (Internet of things, IoT)? Многие, наверное, уже знают о том, как это работает: интернет вещей строится на передачи данных от машины к машине (M2M) и облачных вычислениях, а в качестве генератора информации использует встроенные в машины датчики. Датчики поддерживают между собой мобильную, виртуальную, ни на секунду не прекращающуюся связь. Сегодня вокруг только и говорят о том, что «общение» этих датчиков сделает все вокруг нас – от фонарных столбов до нефтеперерабатывающих комбинатов – «умным».
И все это действительно так. Почти что.
Говоря об интернете вещей, мы вспоминаем машины и датчики, но упускаем из виду главный компонент IoT, без которого технология теряет смысл. Это информация. Реальная ценность интернета вещей находится на пересечении сбора данных и их использования. Информация, собранная всеми датчиками в мире, не стоит ничего, если не существует инфраструктуры, способной проанализировать ее в режиме реального времени.
С начала года в Приморском крае обрушилось четыре моста. Крушение одного из них – моста Владивосток-Находка – надолго затруднило наземное сообщение между двумя крупными портовыми узлами. Фактически это произошло потому, что различные участки моста реконструировались в разное время и, соответственно, имели разную допустимую нагрузку. Подобное происходит во всем мире – и чтобы предупредить опасения людей, ученые-технологи предлагают подходить к строительству дорожно-транспортной инфраструктуры с точки зрения инноваций.
При возведении моста можно использовать «умный» цемент: цемент, оборудованный датчиками, способными контролировать давление и распознавать появление трещин. Эта технология может рассказать нам о возможных неполадках задолго до того, как они приведут к катастрофе. И возможности интернета вещей в данном случае не ограничены структурой моста. Датчики способны распознать кромку льда на асфальте и по беспроводной сети передать информацию водителю автомобиля. Автомобиль, в свою очередь, даст водителю сигнал замедлить ход, и, если сигнал будет проигнорирован, автомобиль затормозит сам.
Так чего же мы сможем добиться, когда наши «умные» автомобили и «умная» городская инфраструктура начнут говорить друг с другом? Мы получим, как минимум, оптимизацию транспортных потоков: уже сегодня водители могут обратиться к приложениям типа Яндекс.Пробки и определить для себя наиболее «свободный» маршрут. Но что если то же приложение сможет заранее предсказывать изменения в транспортном потоке? Если технология будет учитывать все – от погоды и ремонта дорог до конечной точки, выбранной автомобилистом на карте, – можно предположить, что рано или поздно слово «пробка» и вовсе станет архаизмом. Подобный проект уже реализован в Копенгагене: там компания Hitachi Data Systems поставила решение, которое может быстро находить свободные парковки и направлять на них водителей, разгружая тем самым улицы от автомобилей.
Это лишь немногие примеры работы по схеме датчик-машина и машина-машина. Я привела их лишь для того, чтобы очевидным стало главное: интернет вещей вовсе не превращает предметы в киборгов с искусственным интеллектом. Он превращает информацию в действие.
20.07.2016Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.