Бывают города – просто города, а бывают и «умные». Если кто не был в Копенгагене, он, скорее всего, назовет его лишь городом шпилей, рыбаков и андерсеновской «Русалочки». Но если кто был – он уже никогда не сможет преодолеть в себе ощущение, что ему довелось пожить в самом комфортном, чистом и внимательном к потребностям человека городе мира. В мае этого года Копенгаген официально стал «умным» – лорд-мэр датской столицы объявил о запуске «Городской базы обмена данными» (City Data Exchange) – первой цифровой площадки, где общественные и частные данные стали доступными для любого бизнеса и каждого гражданина.
Как это работает?
В течение последних лет власти Копенгагена настойчиво стимулировали бизнес к внедрению «умных» городских программ: грамотной организации дорожного движения, интеллектуального домоуправления, «умного» освещения. До сих пор данные всех этих проектов были скрыты – теперь же любая городская организация (в том числе – администрация города, ученые, исследователи, бизнес) и каждый отдельный горожанин могут разместить имеющиеся у них данные на электронном ресурсе за отдельную плату или в свободном доступе. Это выглядит как сотрудничество социальных институтов с целью узнать побольше о нуждах друг друга: город, где больницы, полиция, энергетика и бизнес сотрудничают.
«Городскую базу обмена данными» власти Копенгагена создали совместно с компанией Hitachi. Их первоначальная цель – к 2025 году сделать столицу Дании углеродно-нейтральным городом. Поэтому проект, помимо обмена данными с целью развития бизнеса, включает несколько «зеленых» приложений: «Задумайся об энергии» – чтобы рассказать, за какое количество углерода в атмосфере ответственен каждый конкретный человек, и «Задумайся о путешествии» – чтобы понять, как использовать личный транспорт рационально, не причиняя ущерба природе.
Команда «Городской базы» уже нашла 65 источников открытых данных по Копенгагену – все от демографии до статистики совершенных преступлений и погоды. Сегодня – это только исходные данные, но уже в этом году к ним будут добавлены аналитические инструменты. Разработчики ожидают, что данные в базу будут поступать из портала Муниципалитета, Городской велослужбы, социальных сетей, с датчиков на улицах и транспорте, от учебных исследовательских проектов, метеорологических служб, организаторов мероприятий, поставщиков воды и электроэнергии.
Вся эта информация, конечно, не раскрывает ничьих персональных данных. Но каких высот может достигнуть компания, таким «умным» инструментом получающая информацию о своем клиенте, который, в свою очередь, также заинтересован в том, чтобы любые организации в городе работали только для того, чтобы его день – от утренней чашки кофе до вечернего чая – был комфортным. Копенгаген – город будущего в настоящем. Может, 20 лет назад мы ожидали увидеть его не таким, но разве реальность не оказалась лучше наших ожиданий?
19.08.2016Редакция CNews не несет ответственности за его содержание.