Какие цифровые платформы нужны госсектору
Госсектор старается не отстать от бизнеса в цифровой гонке. В этом сегменте реализуются очень интересные проекты, которым порой могут позавидовать даже крупнейшие компании. Эффективнее всего использовать для этого цифровые платформы. Какими они должны быть, говорили участники «CNews Forum Кейсы 2021».
Правильная цифровая платформа
По мнению Александра Глазкова, управляющего директора, председателя совета директоров «Диасофт», самых высоких результатов в цифровой трансформации на сегодняшний день добился Сбербанк. Его опыт показывает, что для того, чтобы она стала успешной, надо вывести все сервисы на цифровые платформы и научиться делать данные полезными.
«Диасофт» имеет многолетний опыт работы с финансовыми организациями, и теперь готов помогать госсектору. Компания предлагает правильно выстроить информационную архитектуру, что даст возможность быстро развивать установленные решения, обеспечить доступ к данным 24/7 и высокий уровень безопасности. Использование цифровой платформы для доступа к сервисам организации позволит создать единое информационное пространство для пользователей. Импортонезависимые решения на современном технологическом стеке смогут развивать ИТ-инфраструктуру без оглядки на санкции и в полном соответствии с требованиями законодательства.
Правильная архитектура
Источник: Диасофт, 2021
«Цифровая трансформация — это новые технологии и новые подходы. То есть это дорого, — говорит Александр Глазков. — Выход — использовать набор платформ, которые позволяют создавать новые приложения». Он привел примеры таких платформ: производственных, технологических, инфраструктурных, платформ развития и кросс-продуктовых компонентов.
Пандемия породила рост спроса на платформы унифицированных коммуникаций. Одним из самых популярных в этой сфере отечественных продуктов является CommuniGate Pro — он используется не только в России, но и еще в 53 странах мира. Решение содержит все необходимые инструменты: электронную почту, календари, сервисы задач и заметок, мессенджер, IP-телефонию, возможность интеграции с ВКС и управления корпоративным контентом, контакт-центр. Оно помогает перейти к единой экосистеме коммуникационных приложений. Владимир Бургов, коммерческий директор CommuniGate Systems, подробно рассказал о преимуществах CommuniGate Pro и привел примеры уже реализованных решений.
Его выступление продолжил Вадим Ромин, руководитель направления Digital Design. Он рассказал о созданном компанией продукте «Логрус» — системе обработки журналов событий CommuniGate Pro. С его помощью можно принимать и фильтровать данные по syslog или из файловых журналов. Журналы событий классифицируются по площадкам, источникам, сервисам, операциям, насыщаются дополнительной информацией, индексируются для быстрого поиска и хранятся в течение заданного времени. В решении имеются инструменты поиска по данным, встроены панели индикаторов на основе собранных журналов и средства оповещения на основе параметров событий.
Дорожная карта развития системы защищенной работы и коммуникации сотрудников с мобильных устройств
Источник: Digital Design, 2021
Еще один продукт — система защищенной работы и коммуникации сотрудников с мобильных устройств, которая обеспечивает безопасное подключение и взаимодействие с корпоративными информационными системами. Вадим Ромин подробно рассказал, какие функции уже реализованы в системе и как она будет развиваться в ближайшие годы.
Полезные большие данные
Операторы связи собирают множество данных. Еще несколько лет назад они анализировали их исключительно по разовым заказам клиентов. Сейчас аналитика вышла на совершенно другой уровень, рассказал Алексей Кузнецов, руководитель департамента по работе с федеральными госструктурами «Вымпелком». Данные оператора используются для анализа пассажиропотока в проектах по оптимизации транспорта и повышению эффективности строительства транспортных развязок. Например, благодаря такому анализу реконструкция участка Ярославского шоссе, соединяющего пригород с Москвой, помогла автомобилистам сократить время в пути по будням в часы пик (8:00-9:00) в 2 раза.
Еще один интересный кейс — анализ туристических потоков Казани и Республики Татарстан, на основании которого были разработаны меры по увеличению привлекательности региона для туристов.
Анализ туристических потоков Казани и Республики Татарстан
Источник: Вымпелком, 2021
«Будущее за предиктивным анализом, — уверен Алексей Кузнецов. — например, надо будет прогнозировать, как тот или иной проект скажется на развитии региона». И у «Вымпелкома уже есть опыт реализации таких проектов.
Типовой процесс работы с данными включает в себя их сбор, очистку, создание витрины, формирование выборок, напомнил Георгий Лагода, заместитель генерального директора компании «Программный Продукт». Для этого создается техническая команда, выбирается технологическая платформа, которая устанавливается у заказчика, и начинается работа.
В качестве технологической платформы он предложил использовать «P3-Labs». Георгий Лагода подробно остановился на задачах, которые можно решать с ее помощью. Например, создавать комплексные информационные системы контроля и управления городским транспортом на базе данных о всех участниках движения, анализировать состояние дорожного полотна на базе датчиков или дорожную ситуацию с помощью технологий машинного обучения (machine learning), контролировать экологическию ситуацию на основе датчиков наполнения мусорных контейнеров, датчиков разбрызгивания в парках, планировать городскую инфраструктуру на базе демографических данных и т.д.
На федеральном уровне большие данные повышают общий уровень безопасности: силовые ведомства могут создавать «карты преступности», а автоматическое распознавание номерных знаков помогает правоохранителям в розыске угонщиков и нарушителей. Еще одна сфера применения — оптимизация сбора и управления обращениями граждан. Можно использовать чат-ботов для расширения функций контакт центров и оперативного взаимодействия с населением. Ведомства получают инструменты для анализа данных о населении, проведения социологических опросов и сбора запросов на разработку услуг.
Александр Минов, заместитель гендиректора по стратегии «МаксимаТелеком», рассказал, что компания установила на 48 точках в Москве, куда зимой вывозится снег, специальное оборудование, которое контролирует этот процесс. Новое решение позволило, во-первых, автоматизировать фото-видео фиксацию и валидацию транспортного средства. Во-вторых, программно-аппаратный комплекс оценивает объем снега, а это очень важно, потому что к этому параметру привязана стоимость работ.
Измерение объема груза
Источник: МаксимаТелеком, 2021
Благодаря новому решению муниципалитеты могут сэкономить до 25% выделенных на утилизацию снега бюджетных средств. Решение полностью готово к использованию и в других регионах для оценки не только объема снега, но и отходов строительства, продуктов сноса и грунтов, а также любых грузов в добывающих, обрабатывающих, строительных, автодорожных, лесозаготовительных и иных отраслях.
Кейсы от заказчиков
На выборах в Москве 19 сентября 2021 г. в системе дистанционного электронного голосования (ДЭГ) впервые в «боевом» режиме будет задействован сервис так называемого отложенного решения. С его помощью каждый избиратель сможет голосовать сам за себя многократно, меняя характер ответов, а по окончании срока выборов легитимным станет считаться самый последний вариант волеизъявления гражданина, рассказал Владислав Шишмарев, заместитель руководителя департамента информационных технологий правительства Москвы (ДИТ).
Еще одним новшеством системы дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах станет так называемая витрина поданных заявлений. На сайте столичной мэрии в ходе предварительной записи на онлайн-выборы будут выложены сведения обо все заявках с указанием их действующего статуса: принято, отозвано, отклонено и т. д. С точки зрения представителя ДИТ, это в том числе поможет избавить организаторов выборов от обвинений в накрутках, использовании ботов и пр.
Во всем мире экспортные операции цифровизированы. Например, в Австралии в режиме одного окна можно получить около 30 услуг. В России только в конце ноября 2020 г. появились первые 17 электронных услуг для экспортеров, рассказал Алексей Михалик, вице-президент Российского экспортного центра. Среди них таможенное декларирование, подтверждение 0% ставки НДС, валютный контроль, получение сертификата о происхождении товара (ТПП РФ), сертификат свободной продажи и др.
Все сервисы ГИС «Одно окно»
Источник: Российский экспортный центр, 2021
В ближайшие годы список будет расширяться. На 2021 г. запланировано расширение функциональности суперсервисов за счет автоматического запроса еще более 20 разрешительных документов и интеграции аналитических сервисов в единую поисковую строку «Навигатор экспортера». К 2024 г. должны заработать 30 сервисов с участием более 20 ведомств и служб: получение в цифровом виде разрешительных документов, лицензий и сертификатов, сервисов господдержки, а также обучающие программы, размещение на электронных площадках и другие.
Александр Червяков, начальник управления развития информационных систем Федерального Казначейства (ФК), рассказал о создании системы казначейских платежей. Сегодня все операции с бюджетными средствами проходят через расчетные счета в ЦБ. Поэтому Банк России вынужден заниматься несвойственными ему функциями. После того, как будет создана система казначейских платежей, у организаций появятся казначейские счета, администрированием которых будет заниматься ФК.
Система казначейских платежей
Источник: Федеральное казначейство, 2021
По словам Александра Червякова, благодаря этому все бизнес-процессы будут консолидированы в контуре ведомства, сократится количества счетов, открытых Казначейству в ЦБ, произойдет централизация средств бюджетов всех уровней на едином казначейском счете. Кроме того, появится возможность прямых расчетов между клиентами Казначейства, ускорится мобилизация и распределение доходов в бюджетную систему.
Андрей Варнавский, руководитель службы технического заказчика проектов цифровой трансформации Росводресурсов, поделился планами цифровой трансформации ведомства. Сегодня только одна из пяти госуслуг предоставляется полностью в электронном виде; нет возможности прикрепить дополнительные материалы и проконсультироваться онлайн; госуслуги оказываются медленно, а межведомственное взаимодействие осуществляется преимущественно в бумажном виде.
Ключевые госуслуги и функции
Источник: Росводресурсы, 2021
Еще один важный проект — цифровизация взимодействия с водопользователями. Сейчас начисление платы, перерасчет показателей забора воды, заключение дополнительных соглашений происходит в бумажном виде, невозможна онлайн-оплата по договорам водопользования. Кроме того, ведомство будет развивать предоставление данных на картографической основе.
Илья Черкасов: Автоматизация процессов управления и контроля городского хозяйства позволяет сэкономить до 30% средств
На базе созданной в Москве беспроводной сети создаются все новые и новые полезные сервисы. Например, прошедшей снежной зимой в столице была запущена система контроля за вывозом снега. О том, как она работает, рассказал Илья Черкасов, заместитель генерального директора по инфраструктурному бизнесу «МаксимаТелеком».