Статья

Как интернет вещей меняет экономику и общество

data
мобильная версия
, Текст: Павел Лебедев

В Москве прошла конференция Hitachi Innovation Day, в ходе которой эксперты компании Hitachi Data Systems (HDS), их партнеры и заказчики поделились своим взглядом на будущее ИТ-рынка, рассказали о новых решениях и обсудили отдельные проекты внедрения технологий хранения и обработки данных.

Словосочетание «интернет вещей» обозначает один из главных трендов развития информационных технологий последних лет. Сотни бытовых устройств, промышленных агрегатов, различных датчиков и сенсоров подключены к сети, генерируя невиданный ранее объем информации. Построение новых сервисов на основе этих данных способно значительно трансформировать современное общество. «Если ранее ИТ-сервисы было принято делить на B2С (для частных пользователей) и B2B (для предприятий), то теперь масштаб влияния цифровых технологий настолько возрос, что настало время говорить о новом направлении B2S (business to society), которое представляет собой сервисы, способные отвечать глобальным задачам общества», – отметил во вступительном слове Боб Пламридж, генеральный технический директор Hitachi Data Systems в регионе EMEA.

Так, концентрация населения планеты в городах неизбежно ведет к транспортному коллапсу, ухудшению экологической обстановки, а также к ухудшению здоровья городских жителей. Современным информационным технологиям есть что предложить для решения этих проблем. «Поезд как услуга», самоуправляемые автомобили, интеллектуальные транспортные системы, регулирующие движение на дорогах – и это только малая часть того, что могут дать мегаполисам высокие технологии для организации городской инфраструктуры. Уже сейчас Интернет вещей позволяет заметно повысить эффективность использования общественного и личного транспорта.

В контексте здравоохранения речь идет о сборе данных о состоянии пациентов в режиме реального времени с помощью нательных датчиков, а также о создании единых хранилищ медицинских данных: их своевременный и качественный анализ может создать новые средства выявления заболеваний. «Помимо сохраненного здоровья людям эта технология даст и экономическую выгоду: профилактика заболеваний обходится в среднем на 10-20% дешевле их лечения», – отметил Боб Пламридж. В настоящий момент HDS участвует в двух экспериментальных проектах такого рода в Великобритании: один из них связан с наблюдением за детьми с риском заболевания диабетом, а второй касается профилактики инсультов у людей старшей возрастной группы.

При этом происходит трансформация самого способа организации деятельности компании, ИТ ложится в основу формирования бизнес-модели предприятия. Например, для Uber – «убийцы» традиционных сервисов такси – главным фактором успеха стала программная платформа, а не таксомоторный парк. Похожий кейс есть и в портфеле компании HDS: недавно был реализован проект модернизации железнодорожных сетей в Великобритании, который получил название Train-as-a-service («поезд-как-услуга»). В рамках проекта за счет интеграции 5-6 информационных систем осуществляется контроль за безопасностью, расписанием движения и состоянием подвижного состава. Следует отметить, что сами поезда находятся в собственности HDS, что свидетельствует о сдвиге в парадигме организации экономики в сторону ИТ.

Большие данные «разгоняются»

Трансформация общества происходит не на пустом месте: развитие сервисов Интернета вещей стало возможным благодаря совершенствованию аппаратной и программной частей. Растущий объем данных, генерируемых Интернетом вещей, стимулирует появление новых подходов к их хранению. В этой связи можно выделить несколько основных направлений развития, которые включают стандартизацию оборудования, создание единых платформ управления инфраструктурой и внедрение более быстрых аппаратных платформ.

Прежде всего, нужно отметить развитие СХД, основанных на флеш-накопителях и позволяющих во много раз увеличить скорость обработки данных. Несколько лет назад для решения наиболее ресурсоемких задач использовались гибридные системы, в которых модули флеш-памяти соседствовали с традиционными вращающимися жесткими дисками. Сегодня им на смену приходят массивы all-flash (например, решения Hitachi VSP серии F), которые достигли своей технологической зрелости и стали доступными в ценовом эквиваленте. В первую очередь, флеш-решения используются для данных, которые требуют анализа в режиме реального времени, например, для обработки финансовых транзакций и биллинговых систем – впрочем, сфера их применения становится шире с каждым днем.



«Стоимость терабайта на системах all-flash уже мало отличается от традиционных решений», – отметил Сергей Квашук, старший вице-президент, начальник отдела управления базовой инфраструктурой ИТ, «Райффайзенбанк». При этом использование таких СХД позволяет значительно ускорить процессинг данных: «Тестирование решений all-flash продемонстрировало прирост в скорости обработки от 2 до 10 раз по сравнению с традиционными дисками», – рассказал Алексей Никифоров, консультант-эксперт HDS. Проверить, насколько велик эффект экономии времени, может любой заказчик, уточнил Андрей Гупанов из компании HDS: «Оборудование для тестирования на собственных площадках клиентов есть у наших российских партнеров. Кроме того, мы располагаем демонстрационным ЦОД-ом в России, а также тестовой лабораторией в глобальном центре дистрибуции в Амстердаме».

Кроме флеш-технологий для ускорения обработки данных можно применять специализированное программное обеспечение, которое позволяет производить вычисления в оперативной памяти (in-memory). «Платформа SAP HANA способна обрабатывать 3 млн событий в секунду», – сообщила Анна Виноградова, руководитель центра экспертизы SAP. Александр Скоробогатов, заместитель руководителя департамента вычислительных систем по оперативному управлению, «Инфосистемы Джет», поделился практическим опытом внедрения данной технологии: «Нами был реализован проект для компании «М.Видео», в ходе которого была построена новая платформа для подготовки отчетности. В результате внедрения оборудования Hitachi c технологией SAP HANA срок формирования отчетности снизился с 10 до 3 дней»

Что делать с «зоопарком» оборудования?

Еще один тренд заключается в широком распространении объектных хранилищ на стандартизированном оборудовании, в то время как раньше заказчики предпочитали индивидуальные кастомизированные решения: «Еще три года назад наши клиенты воздерживались от внедрения серийных решений (commodity), сейчас они появились практически у всех. Вполне вероятно, что через пять лет уже все новые внедрения будут происходить на стандартизированном оборудовании», – отметил Боб Пламридж. Такой подход позволяет экономить на закупках и поддержке.

Кроме того, типовыми системами проще управлять, поэтому стандартизация дает толчок к развитию систем управления аппаратными комплексами. Новые платформы позволяют представить различное оборудование в качестве унифицированных виртуальных сущностей, что позволить тесно интегрировать вычислительные, сетевые ресурсы, ресурсы хранения и виртуализации от различных производителей. По мнению представителей HDS, наибольшие перспективы имеют так называемые гиперконвергентные платформы, которые позволяют интегрировать разнородное оборудование на базе единого аппаратного комплекса одного поставщика.

«Благодаря такой платформе устройства более не разделяются по своим функциям, в зависимости от установленного ПО они могут играть роль коммутаторов, серверов или СХД», – объяснила Ирина Яхина, руководитель подразделения технологических решений компании HDS. «В портфеле компании HDS есть программное решение UCP Director, которое позволяет управлять разнородным оборудованием, – привел пример Егор Литвинов, консультант-эксперт HDS. –Вместо того, чтобы взаимодействоватьс десятками отдельных аппаратных устройств, заказчик получает единую точку управления. Дополнительным преимуществом является упрощенные процессы развертывания и обновления».

Чем больше данных, тем они бесполезнее?

После того, как решается проблема хранения структурированных данных, актуальным становится вопрос, что делать с неструктурированными данными, которые генерируют не датчики и автоматические системы, а живые люди – сотрудники компаний или частные пользователи. Около 80% всех генерируемых данных относятся именно к этому классу. Потенциально они могут быть использованы для создания новых сервисов, но их анализ затруднен из-за различной формы таких данных (фотографии, аудизаписи, видеролики, электронные сообщения и т.п.). Кроме того, необходимо объединить под общим знаменателем источники хранения (например, офисный сотрудник может использовать для корпоративной переписки наряду с корпоративной частную почту или пересылать файлы с помощью сервиса DropBox).

Для решения этой проблемы разработаны специальные контентные платформы, примером которых является система Hitachi Content Platform. «HCP это центральный элемент облачного хранилища, который позволяет консолидировать огромные объемы неструктурированных данных, может работать с различными протоколами доступа и оснащен поисковой платформой», – рассказал Василий Иванов, консультант-эксперт HDS. В отличие от обычного подхода, когда объектом хранения являются файлы, система HCP оперирует объектами – файлами, дополненными метаданными, которые упрощают поиск информации (например, к фотографиям добавляется тег с описанием изображения, что позволяет быстрее найти нужную картинку»).

Также необходимо помнить, что данные, находящиеся в изолированных хранилищах, также приносят мало пользы. Современные дата-центры нуждаются в соответствующей инфраструктуре связи, которая обеспечит надлежащую скорость обмена информацией. Телекоммуникационные решения также постоянно обновляются: «В марте этого года был представлен коммутатор Fibre Channel шестого поколения, который поможет предприятиям повысить уровень пропускной способности», – сообщил Николай Умнов, менеджер OEM-бизнеса Brocade в России и СНГ.

Работа с данными без простоя

Еще одна актуальная задача, стоящая перед бизнесом, заключается в обеспечении сохранности данных за счет создания резервных копий на случай аварии в основном дата-центре. С одной стороны, необходимо создать платформу, которая будет обеспечить резервирование данных со всего «зоопарка» устройств. «Заказчики отказываются от точечных решений и внедряют универсальные системы резервирования с единой точкой управления», – прокомментировал Алексей Казем, технический эксперт Veritas Technologies. С другой стороны, затраты на резервное копирование большого объема информации не всегда оправданы, и нужно определить, какие данные являются важными, а какие носят второстепенный характер.

Резервирование критических систем позволяет значительно снизить простои производства и финансовые потери, к которым они проводят. «На восстановление данных ERP-системы из резервной копии по факту уходит около 40 минут, хотя ранее на это требовалось 12 часов», – рассказал собравшимся Алексей Терентьев, директор по ИТ компании «Акрихин», в которой был реализован проект по модернизации системы резервного копирования.

Системы хранения будущего

Очевидно, что инфраструктура хранения меняется, чтобы соответствовать вызовам времени. «В конце концов, от 3-, 4-, 5-уровневой системы хранения заказчики придут к двухуровневым системам, где важная информация, необходимая в режиме реального времени, будет обрабатываться на флеш-массивах, а все остальные данные уйдут на архивный уровень. При этом все подобные проекты будут реализовываться на стандартизированном оборудовании с использованием гиперконвергентных решений», – подвел итог Боб Пламридж.

При этом все вышесказанное не означает, что традиционная ИТ-инфраструктура «умрет» в ближайшие годы. Можно вспомнить мейнфреймы, которые до сих пор широко используются, хотя им предрекали уход с рынка еще 20 лет назад. По мнению Боба Пламриджа, старые ИТ-системы по-прежнему продолжат работать на традиционном оборудовании, так как портировать их на новые платформы было бы слишком затратно. Новые подходы к хранению данных разумно использовать для новых приложений, «заточенных» для работы на таких платформах.