Интервью

Ирина Яхина: Как интернет вещей изменит подход к управлению предприятиями

data
мобильная версия
, Текст: Павел Притула

Согласно прогнозам McKinsey, в ближайшие 10 лет совокупная стоимость мировых разработок в сфере IoT достигнет $11,1 трлн. Из них почти $5 трлн будет генерироваться исключительно в сфере B2B: подобные решения станут основой работы горной, нефтяной и газовой промышленностей, компаний, работающих в сфере сельского хозяйства и здравоохранения, заводов и строительных предприятий. О том, как интернет вещей поможет компаниям оптимизировать свою бизнес-стратегию, рассказывает Ирина Яхина, руководитель подразделения технологических решений компании Hitachi Data Systems.

Интернет вещей (Internet of Things, IoT) – это не только концепция взаимодействия предметов друг с другом, с внешней средой и человеком посредством подключения к сети. Это еще и колоссальный массив данных, который, при должном анализе, способен в корне перестроить все существующие общественные, экономические и бизнес-процессы. По прогнозам экспертов, число подключенных к интернету устройств к 2020 г. возрастет почти семикратно: с 7 млрд (на 2008 г.) до 50 млрд устройств.

Сегодня СМИ освещают возможности IoT только в контексте потребительских приложений: здоровье, фитнес или бытовые товары для «умного дома». Однако исследование Глобального института McKinsey показывает, что внимательней присмотреться к интернету вещей стоит и бизнесу, никак не связанному с розничной торговлей. Аналитики прогнозируют, что в ближайшие 10 лет совокупная стоимость мировых разработок в сфере IoT достигнет $11,1 трлн. Причем на бизнес-приложения будет приходиться около 70% этой стоимости, а почти $5 трлн будет генерироваться исключительно в сфере B2B: подобные решения станут основой работы горной, нефтяной и газовой промышленности, компаний, работающих в сфере сельского хозяйства и здравоохранения, заводов и строительных предприятий.

Датчики и не только

Отправной точкой развития технологии считают инвестирование в установку датчиков, встроенных в технологическое оборудование. Они-то и будут генерировать данные интернета вещей. Но в финансовом отношении IoT станет выгодным в момент, когда анализ извлеченной информации позволит компаниям строить и корректировать свою дальнейшую бизнес-стратегию. Значительную часть выгоды компании получат именно благодаря оптимизации операций. Датчики, установленные на заводах, к примеру, могут сделать рабочие процессы куда более эффективными, обеспечивая постоянный поток данных для распределения задач между машинами и человеком. Такие датчики смогут прогнозировать износ оборудования, а это в 2 раза сократит время простоев на производстве и сэкономит компании более 40% затрат на техническое обслуживание.

Ирина Яхина: Мы станем свидетелями конвергенции информационных и операционных технологий как с технической точки зрения, так и с точки зрения критериев успеха предприятия


На сегодняшний день информация об эксплуатации того или иного продукта ограничена рамками исследований поведения различных фокус-групп. Системы IoT позволят шагнуть дальше: они дадут производителю полное представление о том, как используется его товар. С помощью интернета вещей компании смогут адаптировать новые модели товаров под потребности своих клиентов: данные укажут на слабые места продукта, позволят понять, какие его функции не используются, чтобы устранить или переработать их. Итог очевиден: производитель повышает спрос и расширяет производство, создавая действительно полезные для потребителя товары. Например, один автопроизводитель, используя данные IoT, выяснил, что его клиенты почти не пользуются функцией подогрева сидения. Компания проанализировала ситуацию и решила обновить программное обеспечение, используемое в приборной панели автомобиля, расположив команду подогрева на сенсорном экране рядом с часто используемыми датчиками – и функция сразу стала популярна.

Активней всего используют преимущества интернета вещей, конечно, компании, достигшие успехов в работе с инновациями. Так, Hitachi Data Systems регулярно анализирует данные об эксплуатации своих технологических решений и поддерживает связь с заказчиками, чтобы помогать им повышать эффективность использования оборудования. Эксперты, наблюдающие за состоянием эксплуатируемых продуктов, могут исправить малейшую технологическую погрешность раньше, чем клиент заметит ее наличие. Это не просто другой подход к взаимодействию между компанией и заказчиком – это принципиально новая бизнес-модель, к которой стремится современный рынок.

Возможности для розничного бизнеса

Изменение бизнес-модели интернет вещей сулит и розничному бизнесу. В этом секторе развернется настоящий простор для творчества: рост продаж, привлечение новых клиентов, дополнительная мотивация для совершения покупки – в основе всего этого будут лежать персонализированные, ориентированные на каждого конкретного покупателя предложения, формируемые внутри магазина в режиме реального времени.

Внедрение таких технологий – масштабная инициатива, и реализация подобного проекта потребует непростой интеграции данных. На достижение единой цели будет направлена работа группы связанных между собой датчиков. Они преобразуют информацию о том, в каком отделе магазина находится клиент, какие товары он уже просматривал на сайте, какое предложение окажется наиболее выгодным и для покупателя, и для магазина. Сконфигурировав необходимые данные, система может, к примеру, отправить на мобильный телефон потенциального клиента купон на скидку, привлекая его к покупке в момент, когда он наиболее предрасположен к ее совершению.

Если говорить вкратце, мы станем свидетелями конвергенции информационных и операционных технологий как с технической точки зрения, так и с точки зрения критериев успеха предприятия. В таких условиях компаниям придется обеспечить тесное взаимодействие службы ИТ и операционного подразделения, учитывая, что в компаниях с традиционной организацией эти отделы никак между собой не связаны. Развитие инновационных технологий и изменения в бизнес-моделях организаций не обойдут, пожалуй, ни одного человека в компании: для внедрения решений, управляемых данными, ИТ-службам придется наладить тесную интеграцию с каждым подразделением, объединять все виртуальные рабочие пространства и строить аналитику на основе результатов работы каждого специалиста. Такую компанию будущего можно сравнить с живым организмом, где ИТ-отдел – это нервная система, цепь, связующая все и всех.