CNews: Какие сегменты российского телеком-рынка развиваются сегодня наиболее успешно, на ваш взгляд?
Сергей Корнеев: Тенденция проста – бурно развивается все, что так или иначе связано с интернетом. На голосовом трафике уже давно не зарабатывают. И сейчас он почти никому не нужен, разве что за минуту убедиться, что дома все в порядке, да бизнесменам, которые все больше предпочитают общаться по электронной почте для того, чтобы договоренности были зафиксированы. Поэтому продолжают расти сегмент широкополосного доступа в интернет (мобильного и фиксированного) и сегмент, связанный с интернет-приложениями.
CNews: В чем вы видите особенности рынка телекоммуникаций в России на фоне общемировых и европейских трендов?
Сергей Корнеев: По факту никаких особенностей нет. Мы находимся в абсолютном общемировом и европейском тренде с небольшим опозданием. Российский телеком-рынок следует за западным рынком с шагом в год-два. Как мы знаем, там сейчас инвестируются огромные средства во все, что связано с интернет-активностью и приложениями, а также в развитие платформ для этих приложений. Посмотрите, какие стартапы сейчас самые модные и быстрые? Те, что предоставляют различные интернет-услуги. За этим будущее. Уже сейчас даже в России практически все услуги можно получить через интернет, начиная от покупки вещей и заканчивая получением государственных справок, оплатой штрафов и парковок. Такая тенденция логична. Интернет – это удобно. Человек по природе своей существо ленивое, он хочет отдыхать (и лучше на пляже), а все необходимое пусть делается само собой. И это возможно именно с помощью интернета.
CNews: Как бы вы определили ключевые тренды и перспективы развития этого рынка? Как это отражается на бизнесе поставщиков ИТ?
Сергей Корнеев: На российском операторском рынке наблюдается, с одной стороны, новый виток развития сетевой инфраструктуры, а с другой – рост ИТ-направления по предоставлению новых услуг, базирующихся на широкополосном доступе с мобильных устройств. При этом если обратиться к традиционному ИТ, поддерживающему бизнес-процессы внутри операторов связи, то здесь видна стагнация. Развивается та часть ИТ, которая непосредственным образом направлена на клиентов и дает прирост оборотов и маржинальности. Этот тренд превалировал как в прошлом году, так и в этом.
Также «Техносерв» видит особый интерес у мобильных операторов и компаний, входящих в объединенный «Ростелеком» к системам класса Service Fulfillment (Inventory, Order Management и Provisioning), а также системам, пожалуй, находящимся в мейнстриме телеком-рынка, – Service Quality Management (SQM) и Customer Experience Management (CEM).
В первую очередь, хочу остановиться на системах Service Fulfillment, по всем составляющим которых «Техносерв» имеет одну из самых весомых экспертиз на российском рынке. Системы такого класса фрагментарно есть у всех операторов, но их надо обновлять с учетом требований времени, менять экосистему OSS-решений в целом.
В системах класса Inventory важен вопрос миграции разнородных систем на единую промышленную платформу и соответствующая трансформация бизнес-процессов. Замечу, что последняя часть (даже при успешном внедрении) является ключевой для сохранения результатов и последующей жизни системы, ведь она должна содержать актуальную информацию, а в идеале быть синхронизирована с сетью.
Также "темой дня" являются системы учета ЦОДов. Эти специализированные платформы должны обладать функционалом IT- и Telecom-Inventory c возможностью учета физических и логических объектов и ресурсов, включая, например, кросс-соединения, энергопотребление, нагрузку на единицу площади, а также учет этажных планов и ГИС-данных. В ней должна создаваться ресурсно-сервисная модель, поскольку с точки зрения пользователей, ЦОД есть не более чем совокупность ИКТ-сервисов. Почему эта тема столь актуальна? Все крупные операторы постепенно меняют вектор своего бизнеса. Они хотят выступать для клиентов не просто как телеком-компании, но и как компании, предоставляющие облачные сервисы. Для работы по SaaS-модели им необходимы ЦОДы, оснащенные всеми системами управления. Причем под потребителями облачных сервисов операторы прежде всего понимают не физических лиц, а органы государственной власти, ЖКХ, банки. Поэтому потребность в учете и контроле качества предлагаемых на базе ЦОДов ИКТ-услуг у операторов огромная.
Provisioning – тема, которой в той или иной мере также озабочены все операторы. Ведь сегодня жизненный цикл новых сервисов стал короче и динамичней, стремительно сокращается интервал от разработки до появления услуги на рынке. Раньше выведением нового сервиса на рынок можно было заниматься несколько месяцев, сегодня это время сжимается до нескольких недель. К системам Provisioning для мобильного сегмента, в первую очередь, предъявляется требование высокой производительности и скорости внедрения. Для фиксированной – пожалуй, требования к широкому спектру готовых адаптеров, логике активации различных услуг, что в свою очередь также сокращает время внедрения, а значит и выведения новых сервисов на рынок.
Наконец, одна из перспективнейших тем нашего рынка – SQM и CEM. Создавая эти системные комплексы интегратор должен очень хорошо понимать, на чем они основаны и из каких источников информации необходимо брать данные для анализа. Базисом в этом вопросе служат системы мониторинга сигнализации. И департамент прикладных решений «Техносерва» в этом вопросе обладает уникальной для рынка экспертизой, поскольку внедрял системы мониторинга ОКС№7, GPRS, VoIP, в том числе федеральные, на сетях «Мегафона», МТС, «Вымпелкома», СМАРТС. Наш центр компетенции глубоко разбирается в особенностях продуктов всех ведущих вендоров, предлагающих решения SQM и CEM, и понимает, как их интегрировать с существующими системами нижнего уровня. Кстати, вендоры, работая в подобных проектах у операторов связи, регулярно привлекают экспертизу «Техносерва».
CNews: Какое оборудование и абонентские устройства наиболее востребованы операторами, из практики «Техносерва»?
Сергей Корнеев: Смещение доходов операторов с традиционной передачи голоса в сегмент передачи данных, повышенная загрузка сегментов существующих сетей, с одной стороны, и ограниченные бюджеты, с другой стороны, приводят операторов к заключению, что необходимо точечное построение сегментов LTE.
В самых загружаемых местах, как с точки зрения количества пользователей, так и потребления трафика, операторы и будут устанавливать наложенные сети LTE. «Техносерву» как интегратору есть что предложить сотовикам в виде комплексного решения.
Во-первых, это бенчмаркинг услуг связи, выявление мест с ухудшением качества связи по результатам полевых испытаний и сравнительный анализ качества услуг оператора и конкурентов. Следующим идет выполнение работ по end-to-end оптимизации сети 2G/3G/LTE, от оптимизации настроек радио-подсистемы до управления трафиком данных на основе глубокого анализа пакетов (DPI). Конечно, традиционными для нас продолжают оставаться проектирование и развертывание транспортных сетей для высокоскоростной передачи данных с самыми высокими показателями качества и повышенными требованиями к задержкам, что существенно для LTE. Ну и также интересными и востребованными остаются проекты по созданию indoor-решений на базе picoBTS в стандарте LTE, DAS систем, на базе излучающего кабеля.
CNews: Какие сегменты телекоммуникационной отрасли наиболее интересны для вашей компании?
Сергей Корнеев: Исторически «Техносерв» всегда много строил для крупнейших операторов связи: это и магистральные линии, и базовые станции, и сети городского доступа. Плюс у нас большая экспертиза по созданию систем, связанных с мониторингом и управлением интернет-ресурсами, а также с управлением интернет-трафиком. У операторов при лавинообразном росте потока данных возникает острая необходимость в контроле за пропускной способностью каналов. Решать этот вопрос можно двояко: либо постоянно наращивать толщину «трубы», либо мониторить и перераспределять трафик. Я говорю не о банальном мониторинге «бутылочных горлышек», а об управлении трафиком со стороны абонента. Можно и нужно предлагать как физическим лицам, так и корпоративным пользователям динамические тарифы, причем за ними должна следить специальная тонко настроенная система.
Приведу пример. Приезжая в отель, нередко можно получить бесплатный доступ в Интернет со скоростью 128 кб/сек. А что мешает сделать опцию, позволяющую гостю поставить при подключении к Wi-Fi галочку и получить 100 Мб/сек, заплатив дополнительные 300 руб? Причем такой функционал будет интересен всем – администрации отеля, провайдеру и постояльцу. Такая же система может быть реализована и у каждого частного абонента. Мы делали подобный проект для МТС. Абонент уверен, что это он управляет своими расходами и скоростью доступа, на самом деле эта система помогает оператору управлять трафиком, в автоматическом режиме регулируя полосы пропускания от абонентов, и оптимизируя для себя трафик.
CNews: Какие наиболее успешные проекты в телекоме вы реализовали за последний год?
Сергей Корнеев: Было реализовано много интересных проектов, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Например, очень важный для нас проект «Ростелекома» по строительству и запуску федеральной мобильной сети оператора, обеспечивающий защиту GSM-лицензий. Сети построены в 45 регионах и позволяют нашему заказчику работать в нескольких технологических стандартах - GSM, UMTS (3G) и LTE. Общая стоимость контракта 1,949 млрд руб. Также очень ответственным для нас стал проект для МГТС по строительству сети GPON в Москве. Специально под этот проект нами была привлечена сильная экспертная команда в области GPON. Мы выполнили полный цикл работ от проектирования архитектуры, до строительства и введения в строй нашего участка сети. Если говорить об объеме проекта, то это сегмент сети в нескольких районах столицы, рассчитанный на 101 тыс. абонентов.
Еще один «красивый» проект – создание единой (зонтичной) системы мониторинга сервисных платформ для МТС. Уникальный проект для телеком-рынка. Бесспорно, у мобильных операторов есть инструменты мониторинга VAS, но чаще всего они включены в общие мониторонговые системы, у МТС же – это отдельная тонко настраиваемая система. На мой взгляд, такая система должна быть индивидуальна для каждого оператора, поэтому «Техносерв» открыт для обсуждения подобных проектов со всеми участниками операторского рынка. Кстати, реализация проекта заняла всего 6 месяцев.
Ну и, пожалуй, обозначу завершающийся проект в интересах одной из компаний «большой тройки», к которому я особенно неравнодушен. Это создание качественного indoor-покрытия на всей территории московского аэропорта «Домодедово». Мы завершаем создание комплексной DAS-системы, существенно улучшающей качество голосовой связи и передачи данных для абонентов сетей 3G и LTE на более чем 40 тыс. кв. м. комплекса, включающих зоны прилета и отлета, внутренние и международные зоны вылета, транзитную зону и зону регистрации. Особенно хочется отметить, что система, хоть и создана для одного из операторов, по факту рассчитана и выполнена как мультиоператорское решение, и, при желании, другие игроки смогут при соответствующих договоренностях использовать ее совместно.
CNews: Как строится ваше взаимодействие с заказчиками из телеком-сегмента? Какие запросы с их стороны на сегодняшний день не могут быть закрыты соответствующими предложениями поставщиков?
Сергей Корнеев: Точно так же, как и 10-15 лет назад. Мы активно следим за новинками и трендами для телекомов, внедряемыми как в Европе, так и Америке. Для этого мы общаемся как с крупнейшими мировыми телеком-производителями, так и с неизвестными нишевыми вендорами. Отобранные нашими экспертами технологические новинки мы предлагаем нашим заказчикам, при этом не забывая поддерживать прежние проекты. Наши бизнес-отношения – это всегда основательно и надолго. Иными словами, «Техносерв» делает свой бизнес, помогая развивать бизнес своим заказчикам.