CNews: Как Вы оцениваете итоги 2012 года? Как развивались различные направления вашего бизнеса?
Сергей Рассказов: 2012 год был
для нас очень успешным. Мы последовательно внедряли намеченную бизнес-стратегию,
и это дало существенные результаты. В 2012 году объем бизнеса значительно вырос,
при этом темпы роста намного превысили среднерыночные. При подведении итогов
финансового года мы зафиксировали рост нашей выручки на 41%, в то время как
аналогичный среднерыночный показатель по оценкам разных аналитиков составляет
от 8 до 21%.
Этот внушительный показатель не является следствием эффекта «низкой базы»,
от которой легко расти. Здесь сработали другие факторы. Несмотря на то, что в
2012 году рынок в целом рос достаточно живо, в нашем случае это была не удача,
а результат планомерных действий. Мы сознательно инвестировали в привлечение
новых заказчиков и работу с ними и сегодня видим эффект от проделанной работы. Согласно
данным международной аналитической компании MZA, наша доля в сегменте крупных предприятий увеличилась, в том
числе, за счет уменьшения доли наших конкурентов. Мы вышли на первое место и
увеличили свою долю рынка.
CNews: Многие из ваших «товарищей
по цеху» отмечают, что 2012 год был несколько странным из-за слабого 4
квартала. Разделяете ли Вы это мнение? В чем причина этой странности?
Сергей Рассказов: Действительно,
4 квартал был не настолько мощным, как это было в предыдущие годы. Обычно
завершающий квартал года знаменуется оживлением закупок, а в 2012 году этого не
произошло.
Думаю, это продиктовано неким общим уровнем обеспокоенности относительно
макроэкономического фона, который, к сожалению, не внушает оптимизма. Достаточно
часто озвучиваются прогнозы о начале стагнации. Мы знаем, что прогноз по росту
ВВП значительно снижен, да и с ценой на нефть не все благополучно, хотя она и
балансирует около некоего приемлемого уровня. Плюс европейские кризисы. Это не
может не вызывать беспокойство. Очевидно, что о новом кризисе говорить пока
рано, скорее, это осторожная подготовка к стагнации.
CNews: Каким вам видится 2013 год?
Сергей Рассказов: Прогноз
темпов роста на 2013 год по ИКТ сегменту в целом достаточно осторожный – в
районе 5%. Что касается нашей компании, пока мы только подвели итоги первого
квартала. Скорее всего, мы продемонстрируем дальнейший рост, но насколько он будет
высоким, говорить еще рано.
CNews: Расскажите о ключевых
направлениях работы и развития вашей компании в 2012 году.
Сергей Рассказов: Основных
направлений, по которым мы работали, два. Первое – это расширение нашего портфеля,
а также базы наших клиентов. Второе – расширение нашего регионального
присутствия. Среди наших заказчиков исторически сильно представлены энергетический
и государственный сектор. В течение всего прошлого года мы также сознательно
инвестировали в новые направления для того, чтобы иметь более сбалансированную и
диверсифицированную клиентскую базу. Наши решения универсальны для всех отраслей,
поэтому мы активно прорабатывали финансовые институты и промышленные предприятия,
что также принесло свои плоды. По итогам 2012 года, 18% нашего бизнеса было
сделано благодаря новым заказчикам. Это очень хороший показатель, говорящий о
том, что мы работаем не только с узким кругом уже существующих клиентов, а
решения, которые мы предлагаем рынку, сбалансированы и широко востребованы.
CNews: Удалось ли реализовать
планы по регионам? Каковы были основные направления работы, какой это дало
результат?
Сергей Рассказов: Сделав серьезную ставку на регионы, мы открывали новые офисы и
тренинговые центры в региональных вузах. Если ранее наряду с Москвой у нас были
офисы в Санкт-Петербурге и Краснодаре, то в прошлом году мы расширили географию
нашего присутствия на Самару, Казань и Новосибирск. Региональная программа для
нас – мероприятие комплексное, которое заключается не только в том, что мы
нанимаем торгового представителя. Во-первых, это, естественно, человек «на
земле», который хорошо знает местный рынок и имеет возможность сам взаимодействовать
с заказчиками как напрямую, так и через наших региональных партнеров. Наша
модель бизнеса – партнерские продажи. Задача регионального представителя – доносить
все преимущества наших решений, помогать партнерам продвигать их на локальном
рынке, что является очень важным элементом этой модели.
Второй краеугольный камень нашего регионального развития – активная работа
с местными профильными вузами, специализирующимися в области информатики и связи.
На их базе мы оборудуем учебные классы, а университеты, со своей стороны,
включают наши курсы в учебную программу. Наше оборудование используется также для
курсов повышения квалификации местных специалистов и может применяться для обучения
наших партнеров. Присутствие в профильных вузах – важное звено региональной
политики. С одной стороны, это выполнение наших социальных обязательств, а с
другой – обучение нашим технологиям региональных партнеров и заказчиков.
Еще одно направление, о котором мне хотелось бы упомянуть: мы проработали
и недавно представили наш новый сервисный портфель для того, чтобы наши
партнеры имели возможность предлагать широкий спектр наших сервисных услуг. На
сегодняшний день у наших партнеров есть
выбор: они могут либо предоставлять свои услуги после соответствующего обучения
и авторизации, либо поставлять предоставляемый нами пакет услуг «как есть». На
какой модели сервисных услуг остановиться – выбор самих партнеров. Главное,
чтобы они нашли потенциал для роста.
Подводя итог сказанному, замечу, что в прошлом году мы приступили к реализации нашей новой региональной стратегии, и первая ее стадия, я считаю, уже завершена.
CNews: Каковы ключевые факторы,
выделяющие Siemens Enterprise Communications среди конкурентов и сделавшие возможным столь сильный рост в
2012 году?
Сергей Рассказов: У Siemens Enterprise Communications как у вендора
и провайдера решений в области телефонии сложилась исключительно надежная
репутация: мы всегда заботимся о сохранении инвестиций своих заказчиков. Мы
очень давно работаем в этой области, и для нас крайне важно, чтобы наши клиенты
имели возможность эволюционного развития. Мы предоставляем им возможность использовать
все преимущества новых технологий и при этом не предлагаем им избавляться от
старого оборудования и покупать новое при любой модификации системы, как это
часто случается с другими производителями.
Масштабируемость, возможность наращивания функционала и длительный срок
службы заложены в наши решения еще на этапе проектирования, они обладают
необходимой гибкостью и дают прекрасные возможности для развития. Наши технологии
базируются на открытых стандартах, благодаря этому мы не привязываем заказчика
к своей линейке продуктов, а, напротив, работаем над тем, чтобы каждый продукт
был адаптирован для работы с максимально возможным числом разнообразных
устройств и производителей.
Один из примеров – наш флагманский продукт OpenScape Voice, который предусматривает интеграцию мобильных устройств.
На данный момент у нас один из самых больших списков мобильных устройств, которые
поддерживаются нашей инфраструктурой и
интегрируются с различными приложениями (CRM-, ERP-системы и так далее).
В нашей деятельности мы также активно полагаемся на наших партнеров, используя
экспертизу и инструменты уже налаженного партнерского канала взаимодействия с
конечным заказчиком.
CNews: Не вступает ли исповедуемый
вашей компанией принцип сохранения инвестиций клиента в конфликт с финансовыми
интересами партнеров? Cледуя простой житейской логике, партнеру выгоднее
продать как можно больше нового оборудования и «положить в карман» максимальную
прибыль.
Сергей Рассказов: Здесь нет
противоречия. Мы очень тщательно подходим к выбору партнеров, работая только с
теми компаниями, для которых важно выстраивание долгосрочных и доверительных
отношений с заказчиком. Как правило, сами партнеры и осуществляют внедрение
системы. Когда речь идет о работе с крупным бизнесом, то практически каждая
сделка является проектом, а не «коробочной» продажей. А проект требует
достаточно серьезной технической, организационной проработки с точки зрения
интеграции различных компонентов и т.д. Здесь очень важна компетенция партнера,
и мы инвестируем много средств и сил в обучение партнеров и поддержание их
квалификации.
Я упомянул о том, что для нас важно, чтобы заказчик эволюционно
развивался и внедрял технологии с той скоростью, с теми возможностями, которые
у него есть. Это происходит только при условии, когда между заказчиком и
исполнителем существуют долгосрочные отношения. Именно в долгосрочной
перспективе, как правило, и проявляется заинтересованность в новых технологиях,
которые существенно повышают производительность бизнеса, сокращают время
реагирования, и, в конечном итоге, существенно снижают издержки. И в результате
выигрывают в равной степени и партнер, и заказчик.
CNews: В начале нашей беседы Вы
упомянули о важности вовлечения партнеров в сервисные программы. Какую часть
ваших доходов составляют доходы от сервиса?
Сергей Рассказов: На данный момент сервис составляет около 10-15%
от нашей общей выручки. И нам бы хотелось, чтобы эта компонента увеличилась,
потому что сервис позволяет наиболее полно реализовать те возможности, которые
заложены в системах. На протяжении жизненного цикла системы ей требуется
периодическое обслуживание, а также обновление, модернизация. Поэтому сейчас мы
уделяем много внимания развитию нашей экспертизы в области профессиональных
услуг и развиваем такую компетенцию у наших партнеров. При внедрении системы мы
стараемся осуществлять проект совместно с партнером, что дает им возможность избежать
типичных ошибок, которые могут возникнуть при внедрении нового продукта.
CNews: В настоящее время становится
популярным создание кэптивных предприятий, осуществляющих как внутреннюю
сервисную поддержку, так и оказание сервисных услуг внешним заказчикам на
основе SLA. Нет ли у вас или у ваших партнеров
каких-либо совместных проектов в этой области?
Сергей Рассказов: В глобальном
портфеле Siemens Enterprise Communications
есть достаточно большой спектр услуг, который называется Managed Services. Однако хотелось
бы сказать, что на данный момент в России они получили гораздо меньшее
распространение, нежели в Европе. По всей видимости, сказывается некоторая
консервативность нашего рынка. Не секрет, что, например, в Европе существует
большое количество крупных – стоимостью в десятки или сотни миллионов долларов
– проектов в области аутсорсинга. Также практикуется полная передача
инфраструктуры заказчика третьей стороне. Таких проектов в нашей области в
России мы пока не видели. Однако, если говорить о том, насколько Siemens Enterprise Communications находится в
соответствии с современными требованиями рынка, наши решения очень хорошо
адаптируются под рамки аутсорсинга и концепции SLA.
CNews: Какие продукты были
наиболее популярными в 2012 году?
Сергей Рассказов: В нашем
портфеле традиционно очень сильную позицию занимает наш флагманский продукт HiPath
4000, который представляет собой конвергентную систему, объединяющую в себе как
возможности традиционной телефонии, так и все преимущества IP-технологий. Система
эта ориентирована на крупные и средние предприятия. Кроме того, мы видим все
больший интерес к нашей платформе OpenScape Voice. Данный продукт построен на
основе технологии Soft Switch и сочетает в себе, помимо возможностей телефонии, еще и
средства унифицированных коммуникаций, интеграции с приложениями, инструменты совместной
работы. Таким образом, эта комплексная система реализует все возможности, доступные
для телекома.
Несмотря на то, что OpenScape Voice обладает всей мощью передовой телекоммуникационной платформы,
ее внедрение в организации не требует масштабных вмешательств в ИТ-ландшафт или
замены ИТ-инфраструктуры. Это открытая система, которая интегрирует в себе все
существующие сетевые элементы, при этом давая возможность постадийной
модернизации. Таким образом, в этой системе мы предоставляем заказчику право приступить
к эксплуатации системы с включением уже имеющихся функций и последующим самостоятельным
выбором сценария и протяженности модернизаций.
CNews: Опишите, пожалуйста,
усредненный профиль вашего заказчика.
Сергей Рассказов: Мы работаем
исключительно в сегменте В2В. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что, среди
наших заказчиков пробладают большие предприятия, с широким территориальным
распределением и, как правило, с большим количеством персонала. Это предприятие,
для которого важно, сколько денег оно тратит на связь, которое умеет считать. Несмотря
на то, что у нас есть очень интересные решения для малого и среднего бизнеса,
наши фокусные заказчики – именно большие предприятия. Внедрив передовые технологии,
они, во-первых, смогут сэкономить достаточно серьезные средства – за счет
удешевления междугородних переговоров, более тесной интеграции удаленных
сотрудников и т.д. Но что не менее важно, это предприятие, которое ценит свой
человеческий капитал, которое видит приоритет в том, каким образом работают
сотрудники. Мы делаем акцент на то, чтобы, помимо показателей эффективности,
наши системы были удобны для людей и позволяли повысить эффективность работы в
команде.
Не секрет, что в нынешних условиях проектный цикл становится все более
коротким. Решения нужно принимать все быстрее и быстрее. Все большее
распространение получает виртуализация команд. И как раз в этих условиях очень
важным становится удобство, эффективность использования, предоставление своим
сотрудникам средств мобильности, возможности работать с теми устройствами, которые
они считают более удобными. Я говорю о планшетах, об удаленных компьютерах. Но
все эти устройства остаются лишь гаджетами, пока сотрудники не имеют
инструментов удаленного взаимодействия – таких, как работа через web,
подключение к деятельности команды из того места, где они находятся, будь то
гостиница, дом, рабочее место. При этом очень важно иметь достаточно понятный
интерфейс, чтобы подобное подключение было интуитивно и понятно.
CNews: У меня не вызывает сомнений
ни экономия, ни эффективность для предприятия в целом. Но Вы говорите об
удобстве сотрудников – а все ли сотрудники хотят быть постоянно подключенными? В
чем все-таки ценность унифицированных коммуникаций для каждого отдельного сотрудника?
Сергей Рассказов: Комфорт в
работе не означает, что ты работаешь постоянно, – скорее, что ты работаешь в удобном режиме. Например,
если я возьму свое мобильное устройство, оно дает мне возможность превратить любой
телефон, рядом с которым я нахожусь, в свой рабочий телефон. При этом, если я
буду с него вам звонить, вы будете знать, что звоню именно я. Я также могу
сделать так, чтобы вы, позвонив на мой офисный телефон, вышли на меня
независимо от того, где я нахожусь. Я имею возможность управлять этим процессом,
например, переключить на какое-то время вызов на голосовую почту или на моего
ассистента. Для этого мне не нужно звонить в IT-службу, делать заявки и так
далее. Комфорт в смысле удобства для каждого сотрудника заключается в создании
некой экосистемы корпоративных коммуникаций, которая позволила бы настроить их
таким образом, чтобы это было удобно непосредственно этому сотруднику, с учетом
специфики его работы. Комфорт – в гармонии между сотрудником и тем, что он делает.
CNews: Не секрет, что внедрение любых инноваций зачастую не
вызывает особого восторга среди сотрудников. Бывали ли в Вашей практике случаи
саботажа?
Сергей Рассказов: Нет, не могу
припомнить такого случая, потому что, как правило, проектный цикл на
предприятии проходит достаточно долго и прорабатывается очень подробно – с точки зрения согласования
бюджетов, показателей проекта и так далее. Конечно я говорю о достаточно
крупных предприятиях, которые, прежде чем принять решение о внедрении, заранее
просчитывают, что они ожидают увидеть в качестве эффекта. Поэтому я не могу припомнить случаев какого-то саботажа, хотя, естественно,
в проектах встречаются задачи, которые связаны с интеграцией различных
компонентов системы, с тем, как технологически может быть наиболее эффективно реализован
тот или иной сервис.
CNews: Поговорим о сегменте
конечных пользователей. Полным ходом идет развитие «умной» бытовой техники. Потребность
во всякого рода коммуникациях постоянно увеличивается, находя свое отражение в
росте числа гаджетов. Рассматриваете ли Вы «домашний» сегмент в качестве
целевого, пусть и в отдаленной перспективе?
Сергей Рассказов: На этот
вопрос я хотел бы посмотреть немного с другого угла. Несмотря на то, что наши
клиенты являются крупными предприятиями, на этих предприятиях работают люди –
конечные пользователи наших продуктов. И люди эти сейчас имеют доступ к очень
удобным средствам коммуникации. Каждый владелец рассматривает свой гаджет как
устройство «все-в-одном», как любимую игрушку, с которой невозможно расстаться
ни на секунду. Мы, как компания, которая работает в области высоких технологий
и телекоммуникаций, не можем это игнорировать. Поэтому для нас, несмотря на то,
что контракт на внедрение системы подписывается с предприятием, очень важно то,
насколько нами учтены нужды и ожидания конкретных пользователей – сотрудников
данного предприятия. Для успешного развития наших продуктов нам важно понимать,
как это воспринимает человек, насколько это для него удобно; насколько
интерфейс, который мы предлагаем и который конечный пользователь увидит на
экране своего мобильного устройства, органичен и интуитивно ему понятен.
Несмотря на то, что монетарные преимущества внедрения системы для
предприятия очевидны, мы просто не можем игнорировать человеческий аспект
общения. Потому что в конечном итоге результат бизнеса складывается из того,
насколько продуктивны конкретные люди и их команды. И, в конце концов, от того,
насколько сотрудникам комфортно работать, во многом зависит их лояльность
компании.
CNews: Какие из современных
трендов в развитие ИТ, такие как «облачные» вычисления, виртуализация, «большие
данные», непосредственно влияют на вашу область бизнеса?
Сергей Рассказов: Наиболее
актуальными для нас являются «облачные» технологии и все развитие, которое с
этим связано, – развитие не только информационных технологий, но и общества в
целом. Поэтому это очень важная часть нашего портфеля предложений – телекоммуникационные
платформы, которые мы представляем на рынке, так или иначе, ориентированы именно
на «облачную» архитектуру. При этом «облако» может быть как частным, так и
публичным или комбинированным. В частности, наша флагманская
телекоммуникационная платформа OpenScape Voice хорошо адаптирована как под
частные, так и под публичные «облака». Она также может работать в некой
комбинированной связке. Мы ведем активную работу с несколькими провайдерами «облачных»
сервисов, которые собираются выходить на рынок с предложениями различного рода
комплексных услуг, частью которых будет являться, в том числе, корпоративная
телефония.
Второй крайне важный для нас тренд – мобильность. Очевидно, что темпы
роста продаж персональных компьютеров существенно снижаются, и при этом,
напротив, наблюдается взрывной рост популярности планшетов и других мобильных
устройств. Как бизнесы, так и частные пользователи все более и более «мобилизуются»,
и вскоре именно мобильный клиент, а не настольный ПК, станет индустриальным
стандартом. От того, насколько своевременно мы будем реагировать, предвидеть и
даже опережать эти тенденции в развитии своих продуктов, в конечном итоге будет
зависеть наш успех. И мне кажется, что за последние годы мы сильно упрочили
наши позиции, во многих областях опережая наших конкурентов. Это та обратная
связь, которую мы слышим от наших заказчиков.
CNews: Каковы, исходя из Вашего
опыта, особенности построения и эксплуатации систем связи в России?
Сергей Рассказов: Если
говорить об особенностях России, то прежде всего имеет смысл сказать о том, что
по развитию традиционной и IP-телефонии мы намного отстаем от стран Европы. Согласно
различным оценкам, только около 20% телефонии у нас находится в области IP, а все остальное – традиционная
телефония, что, естественно, накладывает определенные ограничения на внедрение
новых технологий. С одной стороны, это отставание. С другой стороны, эта
особенность дает нам новые возможности для того, чтобы эти новые технологии
внедрять.
С точки зрения какой-либо специфики внедрения или специфики региональной, наверное, нет, не вижу никакой разницы по сравнению с другими странами и регионами.
CNews: Мой последний вопрос касается
недалекого будущего унифицированных коммуникаций. Всё в мире будет связано и, с
учетом развития «облачных» вычислений и «больших данных», определение,
например, местоположения каждого конкретного человека в реальном времени не
будет представлять никакой сложности. Готовы ли мы жить в «прозрачном мире»? Не
нарушит ли это наших прав на частную жизнь и частное пространство?
Сергей Рассказов: Мы не можем
игнорировать развитие технологий. И технологии, по мере своего развития, будут
предоставлять все большие и большие возможности. Как и любой предмет или
явление, эти возможности могут быть использованы во благо, а могут – во вред.
Это как нож, назначение которого резать хлеб, но который в руках злоумышленника
легко превращается в оружие. Поэтому мы должны понимать, в каком направлении мы
движемся, и очень четко принимать решения о том, что и каким образом должно быть
использовано. Наше государство тоже не может игнорировать эти тренды. У нас
появился Закон о защите персональных данных, и следовательно, государство, в
свою очередь, тоже обращает на это внимание и регулирует этот аспект. Все, что
касается доступа к средствам оперативного реагирования и порядка их
использования, должно быть предельно четко регламентировано. Повторюсь:
технологии в своем развитии дают нам небывалые ранее возможности. Очевидно, эти
средства нельзя использовать бесконтрольно.