CNews: Как вы можете охарактеризовать развитие российского рынка ИТ за последний год? Каких изменений по итогам 2012 года можно ожидать в ближайшем будущем?
Андрей
Висящев: Рост российского
рынка ИТ замедлился, если сравнивать нынешнюю динамику развития с показателями докризисных
времен, когда ИТ-рынок рос намного быстрее, чем российский ВВП. Теперь
показатели сопоставимы. Клиенты ИТ-компаний стали осознанно расходовать
средства на автоматизацию, более прагматично подходить к выбору продуктов.
Если
говорить о секторе банковского ПО, то в
2012 году финансовые организации сфокусировались на снижении издержек,
сосредоточились на повышении удобства сервисов для клиентов и скорости их
обслуживания. Тренд перевода АБС на аутсорсинг укрепил свои позиции. При этом
еще пару лет назад российские банки даже не могли себе такого представить.
Несомненно, потребность в экономии средств и возрастающий уровень доверия банков
к компаниям-провайдерам способствуют росту популярности ИТ-аутсорсинга в
кредитно-финансовом секторе. В целом, банковский рынок меняется – активно
развивается розница, банки становятся крупнее. Все более трансформируется понятие
«АБС»: решения ключевых разработчиков банковского софта покрывают уже не только
бэк-офис.
Вообще,
на рынке ИТ сейчас происходят интересные и важные перемены. По сути, мы являемся
свидетелями и участниками, в той или иной степени, смены технологических эпох.
Уходящую эпоху определяли такие продукты, как серверы, принтеры, сетевые
адаптеры, корпоративные базы данных, и все они будут актуальны еще не один год.
При этом все активнее о себе заявляют принципиально новые решения, которые
изменят модель потребления ИТ, – мобильность, облачные вычисления, инструменты
по обработке огромных массивов данных (Big Data), модели развития бизнеса в
социальных сетях и многое другое. Все эти продукты уже в ближайшие годы начнут
доминировать на рынке ИТ, не исключая российский.
CNews: Как
обстоят дела у ЦФТ? Как развивается софтверный бизнес?
Андрей
Висящев: Традиционно
много идей, проектов, немало контрактов. Компания развивается достаточно
динамично. По софтверному направлению бизнеса 2012 год принес нам 16 контрактов
с новыми банками-клиентами. Мы считаем
это очень хорошим результатом, особенно с учетом списка новых клиентов, среди
которых: «Балтийский Инвестиционный Банк», «Банк Русский Стандарт», Бинбанк,
«ОТП Банк», «Европейский», RCI Banque S.A., «Экспобанк», «Кедр», «Нефтяной
Альянс», «Коммерческий банк Европлан», «Уральский межрегиональный банк»,
«Акцент», «Монолит», «Национальный Банк Таджикистана» и другие.
Год
был достаточно насыщенным в части проектной деятельности. Стартовало большое
количество новых проектов по внедрению в кредитных организациях информационного
комплекса ЦФТ-Банк (Платформа 1). Продолжение получили начатые ранее масштабные
проекты в банках «Санкт Петербург», «Открытие»,
«Россия».
CNews: Предложение аутсорсинга
АБС, как вы сказали, начинает находить отклик у банков. При этом банковское
сообщество совсем недавно скептически относилось к этой идее. С чем связаны
перемены в восприятии?
Андрей
Висящев: Да, ситуация
действительно меняется. Если 2 года назад, когда мы объявляли о наших планах в
отношении аутсорсинга, возникало множество споров, настороженности со стороны
участников рынка, то сегодня можно сказать, что эта схема полностью доказала
свое право на существование. Для банков стало реальностью разметить АБС во
внешнем «облаке» и забыть про такие проблемы, как производительность, масштабируемость, рост численности
ИТ-департамента.
Налицо
очевидный тренд и изменение отношения к аутсорсингу со стороны заказчиков, что
не может не радовать. Это в значительной степени совпадает с нашим взглядом на
рынок, с той бизнес-моделью, которую мы планируем продвигать. Наше глубокое
убеждение – финансовым организациям имеет смысл отдать все типовые функции ИТ
на аутсорсинг и сосредоточиться на бизнесе.
CNews: Сколько банков уже перевели
свои АБС на аутсорсинг в ЦФТ?
Андрей
Висящев: Сегодня мы
оказываем услуги комплексного аутсорсинга восьми банкам: Экспобанку, Старбанку,
банку «Монолит», Ипотекбанку, БКФ, банку МФК, Сиббизнесбанку, ВестЛБ. Каждый из
наших «аутсорсинговых» клиентов сам определяет, в чем ценность этой модели.
Кто-то видит ее в сокращении затрат на ИT-службу, кто-то — в развитии
определенного нишевого продукта и т.д. Для нашей компании аутсорсинг системы
ЦФТ-Банк станет одним из ключевых направлений развития софтверного бизнеса ЦФТ
на ближайшую перспективу.
CNews: Какие банки вы видите
среди клиентов аутсорсинга ЦФТ-Банк в будущем?
Андрей
Висящев: Спрос на комплексный
аутсорсинг очень вероятен со стороны банков второй сотни и ниже. Что касается
банков Топ-100, с ними перспективнее говорить не об аутсорсинге всей банковской
системы, а о передаче внешнему исполнителю отдельных ИТ-функций. Сторонний вендор
может взять на себя разработку решений, тестирование и установку обновлений,
поддержку первой линии, сопровождение второй линии.
Сегодня
мы делаем многое для того, чтобы укрепить в банках уверенность в ЦФТ как в
надежном провайдере аутсорсинговых услуг. Так, мы реализовали проект по аудиту
систем внутренних контролей услуг аутсорсинга ЦФТ‑Банк. Аттестацию по
международному стандарту ISAE 3402 провела компания
PricewaterhouseCoopers. По результатам независимой проверки и согласно
полученному нами заключению, используемая в ЦФТ система внутреннего контроля
аутсорсинговых услуг функционирует эффективно. Эксперты подтвердили, что ПО и
оказываемые банкам аутсорсинговые услуги, контролируются надлежащим
образом.
CNews: В последнее время
банкиры все чаще говорят о том, что банковский бизнес сильно изменился и им
необходимы новые АБС. Готовы ли к этому компании-разработчики и знают ли они,
что нужно банкам?
Андрей
Висящев: Действительно,
потребительское поведение клиентов банков сильно изменилось и меняется в режиме
реального времени. Понятно, что в такой ситуации системы 20-летней давности уже
не могут адекватно поддерживать современный банковский бизнес. Розница требует
большей производительности АБС. При этом банкам приходится отвечать на вызовы
времени: смартфоны, интернет, социальные сети формируют новую среду, через
которую банки взаимодействуют с клиентом. Усиливаются регулятивные меры,
требуется более точное управление рисками. Прошли те времена, когда АБС
рассматривалась исключительно как бэк-офисная система. Бизнес стремительно
меняется, и этот факт предъявляет высокие требования к скорости настройки и
времени вывода на рынок новых продуктов.
Сейчас все
без исключения кредитные организации рассматривают ИТ-инфраструктуру
исключительно с позиции повышения эффективности бизнес-процессов. Тренд
направлен на то, чтобы упростить процессы продаж, приблизить точки реализации
продукта к клиенту. Для этого используются мобильные устройства, легкие офисы,
и сам процесс продаж меняется. Я убежден, что в ближайшем будущем ключевыми
индикаторами для определения успешности работы отделов продаж станут не
финансовые показатели, а параметры обслуживания клиента: время обслуживания,
индивидуальность подхода (например, был ли совершен звонок клиенту в соответствии с договоренностью) и другие.
Возможность собрать эту информацию, напрямую не связанную с финансовой
деятельностью, и оперативно предоставить ее, будет остро востребована. Это
позволит влиять на процесс продаж, интерактивно изменять его и таким образом
повышать эффективность продаж, эффективность работы банка.
CNews: Чем ЦФТ отвечает на
потребности рынка?
Андрей
Висящев: Мы в своей
деятельности уже учитываем данные тренды. В частности, значительно увеличили возможности нашего
основного продукта – системы ЦФТ-Банк. Развитие нового ЦФТ-Банк сфокусировано на
клиенте, стандартизации продажи финансовых продуктов, оперативной и достоверной
аналитической информации.
Например,
модуль «Единое окно клиента» в нашей системе трансформирован таким образом, что
все используемые клиентом продукты сразу появляются на экране у операциониста
при обращении к профилю этого клиента. Операционист получает всю информацию о
взаимоотношениях клиента с банком, о продуктах, которые ему уже предоставлены,
и имеет всю визуальную информацию. Все просто и эргономично. Продажа всех
финансовых продуктов абсолютно стандартна – как работа кассира супермаркета. Он
продает любые продукты по единой схеме.
Кроме того,
непосредственно в систему ЦФТ-Банк встраиваются специализированные
аналитические алгоритмы. Они позволяют уже в момент обращения клиента в банк
рекомендовать ему именно те продукты, которые с наибольшей степенью вероятности
будут им востребованы.
Для руководства банка система ЦФТ-Банк теперь является не только единой системой продажи продуктов и автоматизации бухгалтерии и отчетности, но и системой управления взаимоотношениями с клиентами, системой для бизнес-аналитики, включая анализ прибыльности продуктов.
CNews: Зачем в ЦФТ-Банк
реализованы инструменты для анализа данных? Ведь на рынке существуют
специализированные решения для этих целей.
Андрей
Висящев: Это
укладывается в логику эволюции систем ЦФТ. Мы идем навстречу клиентам, хотим
разговаривать на их языке. Мы начали с поставок приложений, потом перешли к
понятию финансовых продуктов, основанных на приложениях. Исторически мы
занимались созданием учетных систем. С точки зрения архитектуры, это абсолютно
разные с аналитическими системами механизмы. В первом случае используется
OLTP-, во втором — OLAP-технология. Это разные технологические процессы, и мы
не собираемся подменять один другим.
Логика
наших действий была в том, чтобы обеспечить онлайновую синхронизацию между
происходящими в учетной системе процессами и их визуальным отражением. Мы
предлагаем финансовый продукт, мы знаем все его характеристики, процессы его
прохождения в учетной системе. И на основе этого учета мы можем представить все
необходимые индикаторы: доходность продукта, объем продаж, место продажи.
Сегодня
на рынке многие АБС предлагают в своем составе расширенный набор отчетов. Все
они, как правило, предназначены для регулятора и не приспособлены к гибкой
настройке, изменению параметров и алгоритмов расчета аналитических показателей.
Это делает невозможным проведение оперативного и разностороннего анализа. АБС
«старой философии», ориентированные в первую очередь на бухгалтерский учет, не
позволяют гибко управлять продуктовой линейкой банка. Ответить на вопрос, какой
продукт банка или клиент приносит больше прибыли и насколько, какой – меньше и
почему, с помощью такой системы очень сложно. Следовательно, гибко и оперативно
настраивать оценку доходности новых и активных продуктов, а значит управлять
эффективностью бизнеса, не получается. Поэтому в дополнение к нашему основному
продукту, который мы предлагаем банкам – автоматизированной банковской системе
ЦФТ-Банк – мы разрабатываем сейчас различные приложения, позволяющие повысить
эффективность управления в банке. По сути, это программное обеспечение для
аналитического отдела финансовой организации, комплекс приложений, который
запускает последовательность функций расчета определенных показателей.
CNews: Как на практике выглядит
работа с новым аналитическим инструментарием в ЦФТ-Банк?
Андрей
Висящев: Как известно,
лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. В ЦФТ-Банке аналитические данные после
автоматического расчета выводятся в индивидуальные интерактивные информационные
панели каждого из сотрудников банка dashboards. Интерактивные панели — это не просто графики и
диаграммы оценки эффективности. Это полноценный визуальный отчет, содержащий
оценки показателей реализации тех или иных бизнес-процессов.
Например,
руководитель отделения банка ежедневно на своей информационной панели может
видеть финансовый результат своего отделения в сравнении с другими отделениями,
оценку финансового результата своего отделения, оценку прироста объема
депозитов по группам клиентов, план и факт по бюджетным лимитам. Руководитель
отдела розничных продуктов увидит в своей интерактивной панели наиболее
«активную» и «пассивную» точку продаж, наиболее «востребованный» и «мертвый»
продукт, информацию о продажах определенного стратегического продукта по всем
точкам продаж в течение дня. На основании значений индикаторов и по результатам
их анализа руководитель может корректировать тактику продаж и управлять
продажами в течение дня. Операционист точки продаж в режиме on-line через интерактивную
панель следит за результатами своей работы и нормами обслуживания клиентов по
значениям таких индикаторов, как количество оформленных заявок от клиентов,
количество транзакций, объем транзакций; сравнивает свой результат с
результатом коллег в отделе; прогнозирует свой бонус или премию по результатам
работы за месяц. ЦФТ-Банк становится и системой мотивации персонала на
кросс-продажи.
CNews: Каковы планы компании ЦФТ
на 2013 год?
Андрей
Висящев: Будем
активно развивать и улучшать услуги аутсорсинга, обновленный ЦФТ-Банк, линейку
сервисов «Золотая Корона».