CNews: Как развивался рынок ИТ в розничной торговле в 2012 г.?
Владимир Сологубов: По
степени вовлеченности и зависимости бизнеса от ИТ ритейл можно сравнить разве что
с телекомом. Практически весь бизнес сетевых розничных компаний не только
плотно связан с ИТ, но и интегрирован в него. Бизнес-процессы торговой компании
всегда строятся изнутри информационных систем.
Сам рынок ритейла в 2012 г. развивался
весьма динамично. Являясь достаточно молодым, он отличается частыми слияниями и
поглощениями, покупкой и разорением сетей. Магазины частенько меняют вывески,
собственников и даже форматы. А в крупных городах возникают новые сети. Всё
пристальнее присматриваются к нашему рынку иностранные ритейлеры. И сразу
несколько западных продовольственных сетей готовятся прийти к нам в течение
пары ближайших лет.
CNews: Как будет развиваться
рынок ИТ в розничной торговле в 2013 г.? Каковы его основные отличия от других
вертикальных ИТ-рынков?
Владимир
Сологубов: По данным IDC,
расходы на ИТ в ритейле в 2013 г. увеличатся на 17%, в то время как общие
объемы инвестиций в ИТ в других вертикальных рынках России вырастут всего на
6%. Это говорит о том, что российские розничные компании понимают, насколько
важно использовать и постоянно модернизировать ИТ-инфраструктуру для построения
конкурентоспособного бизнеса в условиях роста требований покупателей и
меняющегося внешнего окружения.
По данным Gartner, мировые затраты на ИТ-продукты и услуги в 2013 г. достигнут $3,8 трлн. Рост по сравнению с 2012 г. составит 4,1%, в прошлом году расходы на ИТ по всему миру составили $3,6 трлн.
У крупных ритейлеров все более востребованным становится
ИТ-аутсорсинг как в плане открытия новых магазинов, так и их дальнейшей
поддержки и технического сервисного обслуживания. Он позволяет ритейлеру
сосредоточиться на решении основных задач бизнеса и его развитии, поддерживать
высокий уровень управляемости быстрорастущего бизнеса.
CNews: Как вы оцениваете
уровень ИТ-оснащения российской розницы? Какие бизнес-процессы автоматизированы
в полной мере, а какие еще нуждаются в автоматизации?
Владимир Сологубов: Розничная торговля является одной из самых автоматизированных
отраслей - после сотовых операторов и банковского сектора. Ритейл без ИТ
невозможен. Поэтому ИТ оснащение есть у всех. У одних больше промышленных
решений, у других - самописных. Одни гонятся за инновациями, другие - экономят.
Особенность нашего потребительского рынка в том, что он всеяден. Если
покупателю предлагают электронные ценники и кассы самообслуживания - он не
возражает, не предлагают - тоже не беда. Все же покупатель пришел за товаром, а
не за Hi-Tech обслуживанием. Так будет и впредь, пока рынок не насыщен и низка
конкуренция.
Так что передовое техническое оснащение ритейловых сетей сегодня —
это не столько требование рынка потребления, сколько рынка самих торговых сетей.
Быстрее и дороже всего купят того, кто лучше и современнее оснащен. Из наиболее
автоматизированных и ИТ оснащенных бизнес-процессов можно выделить сам процесс
учета продаж в магазинах, снабжение магазинов через распределительные центры,
склады, отношения с поставщиками, аналитику. Однако не
все доступные и нужные ИТ-решения уже внедрены, и не все возможности для
оптимизации за счет применения современных перспективных технологий реализованы.
CNews: Насколько
существенно различается уровень ИТ-оснащения торговых предприятий в зависимости
от региона и масштабов предприятия?
Владимир Сологубов: Конечно,
наиболее оснащенными являются крупнейшие сети. Здесь есть прямая зависимость от
размера: чем крупнее сеть, тем больше и лучше ее ИТ-оснащение. Второй критерий
- конкуренция. Региональные рынки, где много сетей одного формата, требуют
лучшей готовности сетей и, как следствие, лучшего ИТ-оснащения.
CNews: Насколько востребованы
этим сектором инновации? Какие решения наиболее популярны сегодня? Какие только
ждут своего часа?
Владимир Сологубов: Ритейл является инициатором и потребителем большинства ИT-инноваций. Бизнес-пользователи в ритейле требуют использовать результаты работы ИТ-систем в любом месте, в любое время и на любых устройствах. Актуальны CRM-решения, содержащие
программу лояльности и анализ потребительских предпочтений. Причем если на западе подобные инновации завоевывают все
большую популярность (например, мобильное сканирование), то у нас программы
«индивидуализации» услуг пока не приживаются, поскольку сами ритейлеры не спешат
их внедрять. Если взять европейский опыт, все сети, у которых не было
современных систем удержания клиента, умерли.
В последнее время развертываются решения на основе RFID,
способные объединить всю цепочку поставок — от производства до доставки товара
конечному потребителю. В ближайшие годы будут повсеместно внедряться системы
самообслуживания (Self-Ckeckout, Self-Checkout Convertible, Self-Checkout Express Convertible, Self-Cash Module, Self Pay-Service, Self-Scanning), электронные ценники, весы самообслуживания
с сенсорным монитором и встроенной
камерой для
оптического распознавания товара, «умные» полки и тележки, различные аналитические
системы, включая решения видеоаналитики и контроля кассовых операций.
Будут
востребованы инновационные мобильные и платежные инструменты, технологии big-данных, облачные решения. Ритейлерам требуются решения
управления ассортиментом
(планирование,
прогнозирование спроса и пополнения), синхронизации мастер-данных, оптимизации: выкладки и торгового
пространства, персонала и ФОТ, затрат на электроснабжение и эксплуатацию;
управления автотранспортом для доставки.
CNews: Готов ли российский ритейлер и
покупатель к широкому использованию систем самообслуживания? Насколько
эффективно их внедрение?
Владимир Сологубов: Внедрение
технологий самообслуживания в торговле считается одним из наиболее
прогрессивных методов борьбы с очередями и сейчас активно происходит на западе.
Исследование, проведенное СПГУ в 2011 г., показало, что 2/3 опрошенных
положительно оценивают возможность использования касс самообслуживания в
случае, если такой сервис появится в магазине. При этом не было выявлено ни
одного значимого препятствия в плане общественного отношения к внедрению этой
инновации.
Внедряя системы
самообслуживания, ритейлер решает следующие задачи: повышает пропускную
способность кассовых линий, уменьшает очереди и потери; привлекает новых и повышает лояльность постоянных покупателей,
повышает
качество обслуживания; оптимизирует торговую площадь, работу
кассовой линии и персонала; снижает зависимость от «текучки кассиров», влияния персонала и необходимости
замещать позиции временным персоналом (это позволяет раз и навсегда
избавиться от проблемы нехватки персонала, гибко расширяя дополнительные часы
работы торгового магазина и оптимизируя работу персонала).
Кроме того, благодаря
системам самообслуживания сокращается ФОТ кассиров в условиях роста зарплат персонала;
сокращается воровство (практика применения систем самообслуживания доказала,
что потери от воровства способны снизиться или, как минимум остаться на прежнем
уровне - технология успешно применяется уже более 15 лет); снижается ущерб по
причине приема фальшивых денег (происходит автоматическая проверка купюр и
монет). Системы способствуют развитию персонального маркетинга, систем лояльности, а также положительно влияют
на имидж магазинов ритейлера.
При этом
системы самообслуживания характеризуются высокой окупаемостью и быстрым возвратом
инвестиций (как правило, в течение 1-2,5 лет). Это подтверждено серьезными исследованиями, уникальными методиками расчета и мировым
опытом.
CNews: Существуют ли успешные примеры
внедрения таких систем в России?
Владимир Сологубов: Первые системы самообслуживания были установлены в 2009-2010
гг. в сети "Радуга" в Калуге, Пензе и Новосибирске. В мае 2012
г. компания «Гиперглобус» первой в России начала использовать системы NCR SelfServ Checkout во Владимире. В компании данную
идею с кассами самообслуживания оценивают
как очень успешную. Работая над проектом, «Гиперглобус» планировал провести
эксперимент только во Владимире. Но затем, при открытии нового гипермаркета в
городе Королев они сразу же установили блок касс самообслуживания, а потом решили
внедрять системы самообслуживания во всех своих гипермаркетах. Летом 2012 г. данные
устройства были установлены в
2-х московских магазинах FMCG-ритейлера «Магнолия». И по данным на
декабрь 2012 г. кассы самообслуживания уже работали в 5 магазинах этого
ритейлера.
CNews:
Какие факторы сдерживают внедрение инноваций в ритейле?
Владимир Сологубов: Ценность инноваций бывает непросто
сформулировать, а еще сложнее их внедрить. Часто это дорого стоит, а ожидаемый эффект
неочевиден и отдачи в краткосрочной перспективе может не быть. Бытует мнение, что в Европе
и США компании бьются за 2% прибыли, а в России меньше 10%
работать не хотят. К тому же товары у нас часто покупают, даже не смотря на истекший срок
годности и наличие в их составе вредных компонентов. Поэтому ритейлеры не спешат
«выбрасывать» деньги на инновации и не хотят
рисковать и внедрять перспективные технологии, предпочитая учиться на
чужих ошибках и использовать только зарекомендовавшие себя технологии.
Сдерживающими факторами являются и
недостаточное предложение инноваций ритейлерам, недостаточная осведомленность о
потенциале перспективных технологий и устоявшееся мнение «мы будем внедрять, но
только если все остальные тоже будут». Отсутствие мотивации – тоже весомый
фактор, так как требований со стороны рынка потребителей часто нет. К тому же конкуренция в сегменте современных розничных
форматов еще не столь высока, как в развитых странах. Бывает и так, что компании, уже опробовавшие инновации, не спешат
знакомить с ними конкурентов.
CNews:
Как вы оцениваете перспективы развития ИТ в ритейле на ближайшие 3-5
лет? Какие новые технологии появятся?
Владимир
Сологубов: В ближайшие несколько лет рынок ритейла в России ждут
серьезные изменения: ожидается приход иностранных торговых сетей со своими
технологиями, усилится конкуренция.
Будут развиваться решения для самообслуживания. Например, системы в любой момент смогут переключаться из
режима ручной регистрации товара кассиром в режим кассы самообслуживания.
Будут
предложены версии, нацеленные на максимальное самообслуживание специально для
покупателей с экспресс-покупками и для магазинов небольших форматов.
Кассовые системы будут интегрироваться с инновационными
платежными решениями (мобильное сканирование, мобильная оплата, технология
Mobile Shopper, Mobile CRM - Promotions & Couponing, мобильное управление
покупками). Например, считав своим смартфоном штрих-код товара, ознакомившись с
характеристиками и увидев связанный товар (или предложенный ритейлером), можно
сразу выбрать его для поиска в магазине по построенному маршруту или заказать
магазину его доставку.
Внимания
заслуживает решение по управлению наличными деньгами, автоматизирующее процесс
работы с наличностью на традиционных кассах или на кассах самообслуживания. Это
решение дает возможность покупателям самостоятельно оплачивать свои покупки и
тут же получать сдачу.
Рынок ждет новых платежных решений. Владельцы бизнеса в сфере торговли в цивилизованных странах уже давно ориентируются на обладателей мобильных устройств – для них существуют специальные виды рекламы и даже целые системы скидок. Несмотря на массовые продажи современных смартфонов, в России о таком приходится только мечтать.
Технология RFID скоро начнет
повсеместно применяться логистическими и торговыми компаниями. Хотя RFID - средство
создания интегрированной цепочки поставок, полноценно использовать потенциал
этой технологии можно лишь после того, как всеми участниками цепочек поставок будет
решен ряд задач, требующих изменения бизнес-процессов и программных приложений
– однозначная идентификация, синхронизация данных, стандартизация. Снабжение
ресурсами, упаковка, дистрибуция, управление запасами, прогнозирование,
транспортировка, логистика - эти процессы являются общими для многих цепочек
поставок. Связать их во всех компаниях и интегрировать все процессы в общую
цепочку поставок - задача текущего десятилетия.
Получат развитие решения увеличения покупательского
опыта через NFC, например, билеты, электронные ценники и информаторы, идентификация,
лояльность, транспорт, защита, системы доступа,
платежи.
Станут
актуальны инструменты видеоаналитики и контроля кассовых операций. Такие инновационные
решения позволяют получить
дополнительную прибыль от инвестиций в системы видеонаблюдения, превращая их из
решений для охраны помещений и предотвращения потерь в источник данных, крайне
важных для маркетинговых и мерчандайзинговых мероприятий. Они повышают
эффективность мерчандайзинга и размещения товаров, дают более полное
представление о поведении покупателей, чем другие технологии, включая
радиочастотную идентификацию (RFID), отслеживание с помощью кассовых терминалов
и даже личное наблюдение.
Это приводит к снижению текущих расходов и получению
максимальной прибыли от использования торгового пространства. Благодаря
внедрению такого решения прибыль одной розничной сети выросла на 6% в течение 6
месяцев. Сейчас этот розничный гигант использует это решение более чем в 60 %
своих магазинов и планирует внедрить его во все свои подразделения,
расположенные по всему миру.
Получат распространение аналитические ИТ-сервисы по самообслуживанию работников и
менеджеров, решающие задачи прогнозирования, планирования, контроля
соблюдения правил, оценки KPI и управления трудовыми ресурсами, включая оперативное
получение различных справок и документов. В них реализованы развитые функции
управления производительностью и обучения на основе практических примеров и лучших
практик.
Будут внедряться
медиа-системы Digital Signage, решающие информационные,
рекламные, развлекательные, навигационные,
социальные и маркетинговые задачи. Они повышают конкурентоспособность компании,
способствуют росту продаж и приносят дополнительный доход (продажа рекламных
площадей, конкуренция с локальными и онлайновыми СМИ), снижают коммуникационные
расходы.
Цифровая реклама сможет полностью
реализовать потенциал доходности лишь тогда, когда сети Digital Signage смогут
предоставлять рекламодателям реальные цифры возврата инвестиций и облегчить
ведение рекламных кампаний для медиапланеров и рекламных агентов. Преимущества
таких систем определяются правильной концепцией построения медиа-платформы, соответствующим
адресным контентом, достаточным трафиком и аудиторией, ценной для рекламодателя,
а также наличием систем измерения и интерактивными возможностями.
Digital Signage – не только
для ритейлеров, они применимы в любой точке продаж. К примеру, по оценке
компаний "Лукойл", "Башнефть", "Татнефть",
"Роснефть" и ТНК-ВР, которые начали открывать многофункциональные
автозаправочные комплексы, предоставление на АЗК дополнительных услуг (магазин,
кафе, автомойка, СТО, шиномонтаж, чистка салона, замена масла) позволит почти
вдвое увеличить доходы. Цифровые медиа – лучший эффективный способ помочь в достижении
этой цели.