CNews: Ритейл все
более активно использует услуги ИТ-аутсорсинга и сервиса. С чем связан быстрый
рост значимости услуг внешних подрядчиков в развитии отрасли?
Сергей Прохоров: Действительно, в России ритейл в
последние годы развивается очень активно. Более всего это заметно в сетевом
ритейле, в сегменте FMCG. Розничные компании инвестируют в развитие, появляются
новые стартапы. При этом, финансовый кризис 2008-2010 гг. научил
ритейлеров экономить, в связи с чем
внутренней оптимизации уделяется не менее важная роль, чем инвестициям.
Экспансия в регионы, новые проекты, постоянная необходимость
в новых компетенциях требуют соответствующего обеспечения со стороны внутренних
служб. Но собственных ресурсов для развития зачастую не хватает, а на их
создание при стремительном росте бизнеса времени нет. Кроме того, по многим направлениям
обеспечивать развитие собственными
ресурсами неэффективно с экономической и организационной точек зрения. Все это
приводит к все более активному привлечению внешних подрядчиков, аутсорсеров.
CNews: Какова роль
аутсорсинга в ИТ-стратегии ECCO в
России?
Сергей Прохоров: Одна из ключевых. Базисом
ИТ-стратегии ECCO является бизнес-стратегия компании, в соответствии с которой в
ближайшие годы мы планируем обеспечить наше присутствие в регионах, где это
экономически оправдано и где нас ждет наш покупатель. Так, в ближайшие 2 года
мы собираемся открыть еще более 115 магазинов в почти 50 городах России, из
которых в 21 городе планируется по одному монобрендовому магазину ECCO.
Обеспечить такое интенсивное развитие собственными ресурсами
невозможно без их существенного увеличения. Да в этом и нет необходимости, т.к.
открытие магазина - это хотя и сложный, но достаточно отработанный в ECCO типовой процесс. Правильный выход в
подобной ситуации - передача работы по открытию магазинов на аутсорсинг, что мы
и сделали. Новые магазины требуют после их открытия технической поддержки, которую
мы также передали на аутсорсинг.
Отдельно следует сказать о проектной работе, которая велась
и ведется в ECCO, а это порядка 40 проектов только в течение последних 2-3 лет с самым
активным участием ИТ, продолжительностью от 3 месяцев до 1,5 лет. Таковы
потребности бизнеса, и обеспечить их без привлечения аутсорсеров просто невозможно.
CNews: Каков был
подход ECCO к выбору аутсорсера и переходу на
аутсорсинг?
Сергей
Прохоров: Сначала - формирование критериев. Все более важную роль в оптимизации ИТ
в ритейле играет качество аутсорсинга. Понимая,
что при реализации региональной стратегии ECCO от ИТ потребуются колоссальные ресурсы, мы пришли к выводу, что
перехода на единый комплексный аутсорсинг нам не избежать.
Мы сформировали наши
требования к аутсорсеру и начали поиск соответствующего партнера.
В числе ключевых требований были обязательно
собственный штат сотрудников во всех городах присутствия ECCO и тех городах, в которых мы планируем развивать нашу
сеть.
Кроме того – SLA, который был нам
необходим, и адекватная цена за этот SLA. Учитывая фэшн-формат
монобрендовых магазинов ECCO, мы не готовы
держать в каждом магазине резервное оборудование в полном объеме, и наш
потенциальный аутсорсер должен был иметь необходимые резервы, причем именно по
тем типам оборудования, которое установлено в магазинах и офисах ECCO.
Также аутсорсер должен был обладать необходимыми
компетенциями по работе с нашими инженерными системами, иметь необходимую базу
по поставкам и ремонту оборудования. Немаловажным критерием являлся для нас
качественный документооборот и работа на условиях постоплаты.
На рынке сервиса ИТ-инфраструктуры и
инженерных систем в России много игроков, но большинство из них – небольшие
узкоспециализированные региональные компании, поэтому удовлетворить всем нашим требованиям
было сложно для претендентов. В результате наш выбор остановился на MAYKOR – сервисной компании федерального масштаба,
предоставляющей услуги в режиме «одного окна» на всей территории страны. Мы
начали работу постепенно, отдав на аутсорсинг сначала 2 региона. Проработав
некоторое время таким образом, перевели на аутсорсинг MAYKOR все наши регионы.
CNews: Какая часть
ИТ-инфраструктуры и технического парка ECCO в настоящее время обслуживается
аутсорсером?
Сергей Прохоров: Пока на обслуживание MAYKOR мы передали всю ИТ-инфраструктуру в
регионах России: в магазинах, офисах и региональных центрах, на складах
регионов и в распределительных центрах ECCO.
Помимо ИТ-оборудования, мы также
передали MAYKOR инженерные системы - подсчета посетителей и видеонаблюдения. В общей
сложности, в планах до конца 2013 г. по мере роста нашей сети в регионах на
аутсорсинг планируется передача до 100 собственных монобрендовых магазинов ECCO.
CNews: В чем суть комплексного
аутсорсинга?
Сергей Прохоров: Если коротко, то это - снятие с себя
заботы о типовых процедурах сразу по нескольким направлениям, которые ранее
приходилось обеспечивать собственными ресурсами. В нашем случае мы отдали единому аутсорсеру
техническое обслуживание инфраструктуры и нескольких инженерных систем,
открытия, закрытия, переезды магазинов, офисов, складов в части
ИТ-инфраструктуры, а также закупки и ремонты типового оборудования.
CNews: Как удалось добиться сокращения
расходов на техническое обслуживание магазинов, складов и офисов на 20%?
Сергей Прохоров: Пожалуй, даже более, чем на 20%.
Главное - это стоимость услуг. Если до 2013 г. в каждом городе у нас был
отдельный сервисный партнер, а то и несколько, то перейдя к сотрудничеству с
единым федеральным аутсорсером во всех городах присутствия собственных
магазинов ECCO, мы обеспечили снижение цены на 20% в среднем на 1 объект (магазин,
офис, склад). Аутсорсеру выгоден большой объем работ, за счет чего и получилось
в целом снижение цены обслуживания на 20%.
Кроме того, открытие новых магазинов, офисов и складов ранее
мы осуществляли либо собственными силами, либо силами региональных партнеров
или московского подрядчика, который, в свою очередь, искал в нужном нам регионе
субподрядчика. Во всех подобных случаях получалось дороже. Сейчас мы имеем с MAYKOR фиксированную стоимость на открытие
магазина по всем регионам, в результате чего затраты на открытия также
снизились.
CNews: Каких еще преимуществ
удалось добиться, помимо сокращения расходов?
Сергей Прохоров: При любых серьезных
изменениях, таких как реализация комплексного аутсорсинга, проходит период
времени, в течение которого совместная с аутсорсером работа выстраивается и
"устаканивается". Этого не избежать. Считаю, что у нас этот период
был минимальным, а результаты были видны уже сразу.
Прежде всего это повышение гибкости,
скорости реализации изменений и управляемости. Это очень важно, т.к. бизнес
требует зачастую очень быстрых изменений, и ИТ-департамент не имеет права быть
инертным звеном в цепи реализации таких изменений. Сегодня для реализации
любого изменения в ИТ-инфраструктуре во всех регионах нам нет необходимости
взаимодействовать с каждым из множества прежних аутсорсеров, имевших каждый
свои стандарты, свою скорость и качество работы. Стандарты в настоящее время у
нас единые, как и SLA по решению разного
рода инцидентов.
Что еще улучшилось? Конечно же,
документооборот. Снижение документооборота легко просчитывается. У нас его
объем снизился более чем в 25 раз. Это позволило без расширения штата
ИТ-менеджеров, которые занимаются взаимодействием с контрагентами в центральном
офисе, обеспечивать развитие розничной сети. Ведь каждый договор должен пройти
по системе согласования договорной документации, как и каждый платежный
документ должен пройти по системе согласования платежей. А это - время и ресурс
менеджеров.
Немаловажное обстоятельство: при переходе
на комплексный аутсорсинг мы сократили количество собственных ИТ-специалистов в
регионах. Расходы на штатных специалистов ИТ были больше, при том, что
управляемость ниже, учитывая двойное подчинение ИТ-специалиста управляющему
директору региона и ИТ-директору.