
| |
При поддержке |
 |

Игорь Масленников: Всеобщая «IP-визация» и превращение телекоммуникаций в инфокоммуникации — неизбежное будущее
О перспективах развития IP-сервисов рассказал в интервью CNews Игорь Масленников, генеральный директор компании CТI.
CNews: Какие тенденции, на ваш взгляд, можно назвать ключевыми
для российского телекоммуникационного рынка по итогам 2004 года?
Игорь Масленников: С одной стороны, на российском рынке в
области телекоммуникаций происходит то же, что и по всему миру. Только несколько
медленнее, с опозданием. Российскому телекому свойственна некая невнятность в
политической сфере, в области регулирования — фактически отсутствует концепция
развития и регулирования отрасли на период перехода от эпохи традиционной
телефонии, эпохи технологий коммутации каналов к эпохе инфокоммуникаций на базе
IP-технологий.
В остальном тенденции те же: происходит процесс «цифровизации»
жизни в целом, и связанный с этим процесс «IP-визации» телекоммуникаций. Сегодня
чрезвычайно интересное время для телеком-отрасли: она превращается в более
богатую и сложно устроенную область, чем традиционные телекоммуникации, в
область инфокоммуникаций. Наблюдается фантастический рост мобильных сетей,
бурное развитие IP-технологий. Собственно, развитие IP-технологий и массовое
распространение сервисов на их основе и есть ключевая тенденция мировых, а
значит, и российских телекоммуникаций.
CNews: В чем, по-вашему, мы отстаем от Запада?
Игорь Масленников: Недавно мне пришлось несколько дней
поездить по американской глубинке. Я был поражен: всюду, даже в самом удаленном
от цивилизации придорожном мотеле обязательно есть беспроводной доступ в
интернет. Это означает, что там есть спрос на эти технологии, есть массовый
рынок новых инфокоммуникационных услуг. Счет широкополосным абонентским
IP-подключениям идет на десятки миллионов, и американское правительство считает
своей задачей довести до их количество до 100% к 2007 году, то есть привести в
каждый американский дом third pipe — «третью трубу», наряду с элекричеством и
водопроводом. Наш рынок телекоммуникаций в этом смысле на несколько порядков
хуже развит, чем рынки США или Европы. Количество широкополосных IP-абонентов в
России немного меньше 200 тыс., это бледно смотрится на фоне 30 млн. таких
абонентов в США.
Примерно каждый третий американец из увиденных мною на на
конференции VON Fall, ходил не с сотовым телефоном, а с Blackberry. Это
маленькое устройство с экраном и клавиатурой, появившееся несколько лет назад
как беспроводной двусторонний пейджер (instant messaging) и снабженное сейчас
средствами голосовой связи и доступа к интернет. Три года назад такими
«игрушками» пользовались только самые продвинутые американцы, а сейчас — они
есть у очень многих. В России такого сервиса нет вообще. То есть, в целом, рынок
инфокоммуникаций в США, конечно, гораздо более развит, чем наш, и по массовости,
и по насыщенности разнообразными современными сервисами.
Но в нашем отставании есть и плюс — мы можем, глядя на историю
развития западных телекомуникаций последних 10–15-ти лет, воспользоваться их
опытом и не набивать себе тех шишек, которые достались зарубежным
первопроходцам. И именно поэтому так важна сегодня продуманная, четкая и
публично заявленная стратегия государства по регулированию этого бурно растущего
и быстро меняющегося рынка. Только наличие такой стратегии, понятной рынку и
разделяемой его игроками, может позволить реализовать эту возможность. У США
такая стратегия есть. У нас, по-моему, пока нет.
CNews: Какие направления телекоммуникационного бизнеса
развивались, по вашим наблюдениям, наиболее активно?
Игорь Масленников: Прежде всего, наблюдался огромный рост
мобильных сетей, абонентской базы сотовых операторов. Сотовых телефонов в России
сейчас больше, чем традиционных. Это происходит по всему миру сейчас и скоро
слово «телефон» будет ассоциироваться с сотовой трубкой, а не с традиционным
телефонным аппаратом. Мобильные сервисы быстро растут. С другой стороны, очень
серьезный рост демонстрируют IP-технологии. То, что они развиваются очень
быстро, может быть, не очень заметно на первый взгляд. Но сейчас происходят
серьезные перестройки в среде всех действующих на российском рынке операторов.
Речь идет и о традиционных операторах (таких как «Ростелеком» и компании
«Связьинвеста», и о крупных альтернативных операторах (как «Комстар» или «Голден
Телеком»), и о компаниях, несколько лет назад начавших свою деятельность либо
как интернет-провайдеры, либо как операторы IP-телефонии.
CNews: Как в целом вы бы оценили емкость российского рынка
услуг системной интеграции для телекома? Какова динамика его развития в
последние годы?
Игорь Масленников: Главное — телекоммуникационный мир сам
по себе сильно меняется, и через 10 лет он будет мало напоминать тот, что был
лет 10 назад. В еще недавнем прошлом в каждой стране мира был один оператор
связи, который представлял собой владельца одной сети — телефонной, и оказывал
единственную услугу — услугу телефонной связи. Все было просто и понятно:
технологические, организационные вопросы и бизнес-схемы развивались в течение
десятилетий. Сейчас ситуация меняется, появляются совсем новые технологические
модели, бизнес-модели. Операторы вынуждены перестраиваться на ходу. А это
означает, что требуется большее число системных интеграторов, потому что растет
количество и качество предоставляемых клиентам услуг, количество и качество
проблем в межоператорских взаимодействиях. Задачи системной интеграции также
меняются, становятся все сложнее. Поэтому этот рынок растет очень быстро.
Мы это ощущаем «на собственной шкуре» — за 2004 год наш бизнес
вырос почти втрое. Мы видим бурный рост в тех областях, которыми занимаемся — в
IP-коммуникациях, IP-телефонии, видео-поверх-IP и OSS/BSS для телекома. И судя
по тому, какое количество компаний сегодня работает на рынке системной
интеграции для телекоммуникационных операторов (пять лет назад здесь было
пять-десять серьезных игроков, теперь минимум пятьдесят), я уверен, что объем и
сложность работы в этой области увеличивается не только у нас.
CNews: Насколько эффективна, на ваш взгляд, система правового
регулирования IP-коммуникаций в России? Отличается ли используемый здесь подход
к проблеме от мировой практики?
Игорь Масленников: Ситуация сегодня чрезвычайно сложная и
странная. С одной стороны, развитие IP-технологий и «IP-визация» жизни является
очевидным мировым трендом, об этом говорят с самых высоких трибун мирового
телекома. Еще в марте 2001 года генеральный секретарь Международного союза
электросвязи заявлял, что переход от сетей коммутации каналов к IP-сетям, к
сетям пакетной коммутации будет составлять основное содержание развития мировых
телекоммуникаций на ближайшую перспективу.
Но если посмотреть на действия чиновников нашего Министерства
информатизации и связи, то складывается впечатление, что они живут в мире,
который перпендикулярен тому, где живет генеральный секретарь МСЭ.
С одной стороны, в телекоммуникациях России происходит
административная реформа. Уже год как принят и действует (точнее — бездействует)
достаточно невнятный «Закон о связи». Его можно трактовать как угодно, но только
не как программу развития российских телекоммуникаций на ближайшую и
среднесрочную перспективу. Из нескольких десятков подзаконных актов, которые
должны быть разработаны и приняты для того, чтобы этот закон реально начал
работать, принято всего лишь несколько. Более того, проекты некоторых из этих
документов вызывают у участников рынка чрезвычайное недоумение и сопротивление.
А ведь это те документы, которые будут регулировать рынок, определять его
будущее — правила лицензирования, правила присоединения сетей — это все реальная
жизнь реальных операторов и потребителей их услуг. Для людей, писавших эти
документы, современные телекоммуникации — это традиционные телефонная и
телеграфная сети. Это убогое представление, нельзя сегодня, живя в мире
прошлого, пытаться что-то всерьез регулировать в будущем. Ведь главная задача
регулятора — забота о будущем страны. В других странах мира ускоренное развитие
отрасли связи и создание условий для такого развития — задача национальной
безопасности, конкурентоспособности страны. У нас получается не так. Реальных
проблем в регулировании на время переходного периода от традиционного телекома к
инфокоммуникациям действительно очень много, трудности испытывают регуляторы по
всему миру. Но вектор развития очевиден и объявлен, и, на мой взгляд, очень
опасно для страныпытаться пойти «не в ногу» с этим вектором, вместо того, чтобы
честно попытаться решить проблемы, вызванные его появлением.
CNews: Какой вы видите идеальную картину развития телефонии в
России?
Игорь Масленников: IP-телефония — это не жульничество и не
мода, это предвестник эпохи IP-коммуникаций или инфокоммуникаций. Необходимо
продумать способы и правила перехода из мира старого телекома, мира традиционной
связи в мир инфокоммуникаций. Сегодня я не знаю ни одного правительственного
документа, в котором было бы написано об этом переходе.
Необходимо понять, в чем заключается этот переход, в чем
состоят цели и содержание регулирования отрасли на этот переходный период. Пока
нет ответов на эти вопросы — документы Мининформсвязи (в частности, в области
IP-телефонии) будут носить непонятный характер, всегда будет получаться, что их
авторы хотят решить проблемы одних участников рынка за счет других. Речь идет о
конкурентоспособности страны на мировой арене, о ее будущем. И я не понимаю, как
г-н Рейман может говорить о замечательных перспективах для России (как страны
умных и креативных специалистов) в развитии инфокоммуникаций, о создании
ИТ-технопарков и одновременно «пилить сучья», на которых эти креативные люди
сидят, пытаясь загнать рынок в модель регулирования, которую он уже перерос. Так
что идеальной картиной развития IP-телефонии (IP-коммуникаций) в России я считаю
положение, когда государство не мешает рынку развиваться, а наоборот — помогает,
создавая разумные и направленные на благо всего общества и его будущего правила
игры.
CNews: Насколько, из вашей практики, вырос за последнее время
спрос отечественного пользователя на системы управления видеоуслугами в
IP-сетях? Насколько остро в этой связи стоит вопрос конкуренции среди
поставщиков подобных решений?
Игорь Масленников: Наша практика в этом вопросе, вообще-то,
очень недавняя. Наша компания — специализированный системный интегратор и
разработчик программного обеспечения, занимающийся IP-коммуникациями.
IP-коммуникации начинались с IP-телефонии, и мы, в основном, IP-телефонией и
занимались до недавних пор. Но при этом мы понимали, что голос в IP-сетях — это
только начало, и что следующим шагом, скорее всего, будет видео. Весной 2004
года мы занялись этой темой серьезно, разработав на заказ программный продукт,
центральный управляющий элемент для сетей IP-телевидения, видео по запросу —
middleware. К большому своему удивлению мы обнаружили, что эта тема очень
интересует российских операторов, причем эта заинтересованность носит чисто
практический характер. Они либо строят пилотные зоны video-over-IP, либо
экспериментируют с ними, либо уже реализуют конкретные бизнес-планы. Такая
заинтересованность заказчиков нас приятно порадовала: сегодня мы ведем довольно
много проектов на эту тему.
Например, компания «Телеком-Центр» сейчас реализует проект по
доставке московского видеоконтента в другие регионы России. Мы работаем с рядом
предприятий «Связьинвеста», которые также внедряют пилотные зоны сетей
video-over-IP. Сотрудничаем и с альтернативными операторами, и с
интернет-компаниями.
И странное ощущение у нас складывается — на этом рынке пока
практически нет конкуренции. Есть западные разработки, есть отечественные
компании-интеграторы, которые, вроде бы, «в теме» — но серьезной экспертизы пока
нет ни у кого. Очень похоже на первые годы развития IP-телефонии. Кстати — традиционные телефонисты ее поначалу не понимали и
боялись, как сейчас боятся темы video-over-IP традиционные телевизионщики —
эфирные, спутниковые, кабельные операторы. А для IP-специалистов пока очень
чужеродной выглядит теле- и видео- компонента и специфика таких проектов. Но,
безусловно, «IP-шные» люди это все быстро освоят…
CNews: Как вы оцениваете дальнейшие перспективы развития
сервисов «поверх» IP?
Игорь Масленников: Я убежден, что всеобщая «IP-визация» и
превращение телекоммуникаций в инфокоммуникации — неизбежное будущее всего
человечества. Процессы, происходящие сегодня в телекоммуникационной отрасли и в
ИТ, не менее масштабны и важны, происшедший сто лет назад переход с гужевого
транспорта на автомобили. Автомобили «убили» гужевой транспорт как мощную
индустрию, они заменили лошадей как основное транспортное средство, более того,
развитие автотранспорта привело к кардинальным изменениям в экономике и жизни
людей в масштабах всей планеты, автомобильная индустрия стала основой экономики
многих стран.. Так и появляющиеся на наших глазах инфокоммуникации очень сильно
изменят телекоммуникационный ландшафт, а затем — мировую экономику и жизнь людей
на всей планете. Развитие IP-инфраструктуры (и магистральной, и абонентского
доступа), развитие IP-сервисов приведет к сильным изменениям в способах людей
работать, учиться и проводить свой досуг. Даже сотовая связь, о которой мы
упоминали, становится IP-сервисом: не все знают, что 3G сети, о которых так
много говорят в последние годы — это, в сущности, беспроводные сети
IP-телефонии, а аббревиатура IMS (архитектура мобильных и фиксированных сетей
будущего), расшифровывается как IP Multimedia Subsystem.
Разумеется, сегодня в большинстве случаев лошадь ни автомобиля,
ни трактора не заменит. Но физически гужевой транспорт не исчез -лошади
востребованы в спорте, в индустрии развлечений, а в деревнях -и как транспорт.
Так что я не думаю, что традиционная телефония исчезнет совсем
— в каких-то случаях она будет востребована, но определять правила игры уже
конечно не будет.
CNews: Какие наиболее значимые проекты были реализованы
компанией CTI в 2004 году?
Игорь Масленников: Одно из основных бизнес-направлений у
нас сегодня — это строительство IP Контакт-центров. Тема call-центров сама по
себе кажется довольно мелкой. Они составляют очень небольшую, хотя и
быстрорастущую часть телекоммуникационного рынка. Но мы одни из первых в России
поняли и смогли донести до заказчиков, что call-центры — это не столько
телефония, сколько информационный обмен. Это информационные системы, это вопросы
интеграции системы обработки телефонных, e-mail и web-вызовов с CRM-системами, с
базами данных.
А поскольку IP-Контакт-центры, которыми мы занимаемся — это
чистый софт, живущий в IP-сетях, то тема интеграции этих контакт-центров с
информационными системами совершенно по-другому звучит, чем в случае
традиционных call-центров, сделанных на базе телефонных станций. И успех
направления контакт-центров связан именно с этим фактором. Нами сделано много
десятков крупных, средних и небольших проектов, для самых разных компаний — это
и операторы связи, и банки, и страховые компании, и промышленные предприятия, и
турагенства, и торговые сети… Было реализовано множество интересных задач.
Главное отличие IP от ТDM в области call-центров — в IP нет географии, поэтому
достаточно популярна сегодня такая идея: операторы московского call-центра сидят
в Твери или зарубежный оператор связи работает с русскоязычным сообществом своей
страны, а операторы его call-центра сидят в Ярославле. Такая модель бизнеса
выгодна чисто экономически.
Или, например, крупный банк, который имеет множество филиалов и
отделений по стране, строит IP-Контакт-центр. Поначалу его агенты работают в
Москве, но постепенно он понимает, что в этом нет необходимости, поскольку и
аренда в столице стоит дороже, и зарплату людям надо платить большую. И
происходит постепенное «утекание» агентов call-центра в регионы, при этом с
точки зрения пользователя ничего не меняется, а эффективность бизнеса
увеличивается.
Кроме того, Россия — очень большая страна, в которой есть
разные временные зоны. Поэтому тоже очень интересно и выгодно, когда агенты
call-центра рассредоточены по территории страны — от Владивостока до
Калининграда. При этом операторов, обслуживающих звонки — всегда приемлемое
количество. Где-то рабочий день заканчивается, а где-то — только начинается.
Удобно получается: эффективно и экономно.
Второе направление, которое нужно отметить — проект по
внедрению платформы абонентских IP-сервисов (class 5 softswitch) компании
BroadSoft в «Комстаре». Это как раз и есть прототип будущего инфокоммуникаций —
когда пользователи получают разнообразные услуги (голосовой связи,
видетелефонии, аудио- и видеоконференций, служб Instant Messaging и Presence,
совместной работы над документами и т.д.) через единственное IP-подключение, и
управляют своим набором услуг самостоятельно, через web-интерфейс.
Несколько интересных проектов прошлого года связано с задачей
организации межоператорского транзита IP-телефонного трафика на базе очень
популярного в России пограничного контроллера сессий MVTS компании Mera Systems.
Сегодня стало уже аксиомой, что для правильного и эффективного взаимодействия
операторов IP-телефонии нужен SBC — Session Border Controller. Но варианты его
использования отличаются большим разнообразием — это то для нас и интересно.
И, наконец, не могу не отметить еще один важный для нас проект
прошлого года — совместно с компанией «Мехатрон» мы построили корпоративную
мультисервисную сеть «Салаватнефтеоргсинтеза» — крупнейшего нефтеперабатывающего
предприятия. Это первый в России проект большой корпоративной территориально
распределенной кампусной сети с ядром на 10 Гбит/сек.
CNews: Какие направления оказываемых вами услуг в сфере
телекоммуникаций были наиболее востребованы клиентами?
Игорь Масленников: IP Контакт-центры — очень большая часть
нашего бизнеса. В обороте компании они занимают от четверти до трети. На втором
месте — операторские решения IP-телефонии. Это софт-свичи, пограничные
контроллеры сессий, шлюзы, биллинг, поставка готовых решений. Корпоративные
решения IP-телефонии также пользуются спросом. Если просуммировать весь наш
IP-телефонный бизнес, то он составит около половины оборота нашей компаний.
Следующее направление — программные продукты. Наше отличие от
многих системных интеграторов в том, что мы являемся также разработчиками
программных продуктов, в числе которых -биллинг, система записи разговоров в
IP-сетях, iVision — middleware для видеоуслуг в IP-сетях, набор дополнительных
продуктов для IP Контакт-центров (рабочее место оператора, система организации
компаний исходящего обзвона, система записи разговоров). В прошлом году мы
разработали еще один продукт — Service Desk, предназначенный для автоматизации
работы операторских или корпоративных служб поддержки.
CNews: Каковы ваши стратегические планы на 2005 год?
Игорь Масленников: Все только начинается. И не только в
России, но и во всем мире. IP-телефония как первая фаза развития IP-коммуникаций
начиналась в 1996 году. В целом, из-за снижения тарифов за последние годы
мировой телекоммуникационный рынок потерял несопоставимо больше денег, чем все
IP-телефонисты заработали за эти 8 лет. Конечно, это произошло не только из-за
IP-телефонии, но и из-за демонополизации рынка связи по миру, из-за развития
технологий широкополосных сетей. Казалось бы, это, большая проблема, ставящая
под сомнение целесообразность развития IP-телефонии вообще.
Но в 2004 году стало понятно, что это была только прелюдия.
Потому что именно 2004 год стал первым годом массового развертывания операторами
по всему миру сетей абонентских голосовых IP-сервисов как первой фазы
строительства сетей абонентских IP-сервисов вообще. За этот год было построено
несколько сотен таких сетей. И самые интересные события происходят сейчас в
Юго-Восточной Азии — Япония, Южная Корея, Китай, Сингапур, Австралия
представляют собой авангард IP-коммуникаций.
Именно 2004 год стал переломным для IP-телефонии и, следовательно, для
IP-коммуникаций. В течение ближайших пяти лет в этой области, думаю, произойдет
что-то невероятное, и мы с вами будем свидетелями и участниками этих
событий.
CNews: Спасибо.
|
|