Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Росстат: рынок ИКТ продолжает рост

Cтраницы:   1   2   следующая

Согласно данным государственной статистики, анализ затрат отечественных компаний на высокотехнологичные продукты и услуги обнаруживает достаточно интересные результаты, с точки зрения оценки российского рынка ИКТ. Общие тенденции роста не вызывают удивления — темпы в 25–30% годовых типичны для развивающихся «с нуля» отраслей.

Суммарные расходы российских компаний на ИКТ, по данным государственной статистики, составили на начало 2004 года около 212 млрд. руб. Сложившиеся на рынке тенденции позволяют оценивать аналогичный показатель на начало 2005 года примерно в 260 млрд. руб.

В структуре затрат организаций на ИКТ можно выделить три относительно независимых компонента: приобретение АО и ПО, ИТ-услуги и оплата услуг связи.

Закупка АО и ПО — традиционно самая большая расходная статья в ИТ-бюджетах предприятий и организаций, на которую приходится порядка 2/3 всех расходов на ИКТ. Затраты на программное обеспечение в значительной степени складываются из расходов крупных компаний на внедрение ERP-систем, а также расходов на закупку САПР. Также сюда входит специальное программное обеспечение для обеспечения работы телекоммуникационных систем. Статья «Аппаратное обеспечение» включает в себя как затраты на компьютеры и оргтехнику, так и на установку цифровой монтированной емкости, оптоволоконных кабелей и т.п.

Спрос на АО со стороны организаций демонстрирует устойчивые темпы роста порядка 30% в год. При этом спрос на ПО не так устойчив. Так, в 2003 году было зафиксировано падение спроса на программные продукты. Резонно предположить, что такая ситуация отражает именно российскую специфику развития рынка. В отличие от компьютеров и комплектующих, т.е. технологий, похожих по своим свойствам на «товары широкого потребления», спрос на которые постоянно растет, основу ПО составляют ERP-системы, которые, напротив, являются для российских организаций своего рода предметом роскоши, на который спрос менее устойчив.

В 2003 году был зафиксирован спад потребления организациями ПО. Если в 2002 году организациями было закуплено программных продуктов примерно на 22 млрд. руб., то в следующем 2003 году — на 6 млрд. руб. меньше. 2004 год вновь был отмечен увеличением корпоративного интереса к ПО — порядка 27 млрд. руб.

Следующей по размеру расходной статьей для организаций является оплата услуг связи — порядка 34 млрд. руб. в 2003 году и порядка 50 млрд.руб. в 2004. Не трудно заметить, что размер потребления организациями услуг связи значительно ниже, чем объем произведенных в том же году услуг связи (около 500 млрд. руб.) В последней сумме учтены также доходы организаций связи от предоставления услуг связи населению — ежегодно это почти 50% всех доходов от услуг связи. Но даже с учетом этого, расхождение между объемом произведенных и потребленных услуг составляет более 5 раз. Т.е. в отрасли связи произведено услуг в 5 раз больше, чем потреблено предприятиями и организациями. Согласно данным государственной статистики, эта ситуация представляет собой закономерное явление, повторяющееся из года в год. Так, в 2002 году объем услуг связи составил 267,5 млрд.руб. (146 млрд. руб. за вычетом доходов от услуг связи населению), в 2003 году объем услуг связи вышел на отметку 387,9 млрд.руб. (195,8 млрд. руб. за вычетом доходов от услуг связи населению). При этом расходы организаций на оплату услуг связи в 2002 году составили всего 34,5 млрд. руб. (в 4,2 раза меньше), в 2003 году — 44,2 млрд.руб. (в 4,4 раза меньше). Явление сохранилось и в 2004 году.

Наконец, третьей составляющей в расходах организаций на ИКТ является совокупность услуг, осуществляемых предприятиями и организациями отрасли «информационно-вычислительное обслуживание». Ключевая статья здесь «услуги сторонних организаций» (порядка 30 млрд.руб. в 2004 году). Основным видом услуг здесь является аудит информационных систем, ИТ-консалтинг, включая системную интеграцию. И примерно 1% расходов организаций (1,5 млрд. руб. в 2004 году) уходит ежегодно на обучение сотрудников. Информационно-вычислительное обслуживание до сих пор одна из самых низких расходных статей в ИТ-бюджетах предприятий и организаций.

Структура затрат организаций на ИКТ по видам экономической деятельности указывает на лидеров информатизации, а динамика затрат выявляет характер развития локальных рынков ИКТ.

Cтраницы:   1   2   следующая

Александр Калинин: Консолидация рынка соответствует его зрелости

Александр КалининО характерных особенностях российского рынка ИТ и его тенденциях CNews рассказал Александр Калинин, президент «Национальной компьютерной корпорации»

CNews: Какие ключевые события и тенденции, на ваш взгляд, определяли развитие российского рынка ИТ в 2004 году?

Александр Калинин: Пока Россия остается заложником сырьевых рынков, и одним из главных факторов, влияющих на развитие нашей экономики, являются цены на нефть. В 2004 году они были не просто высокими — я бы сказал, взрывными — благодаря чему страна получила колоссальные деньги от экспорта энергоносителей. К сожалению, государство не смогло оптимально распорядиться «нефтяными» деньгами, накапливая получаемые доходы в различных фондах без инвестиций в реальную экономику.

Важным событием, оказавшим воздействие на развитие страны и, безусловно, ИТ-рынка, стала Административная реформа. Из-за нее выполнение ряда государственных программ в области информатизации, намеченных ранее на середину года, было отложено до четвертого квартала, либо вовсе на 2005 год.

CNews: Пожалуй, самым значимым начинанием правительства в ИТ-сфере стало решение о создании технопарков. Как в целом вы оцениваете перспективы этой затеи?

Александр Калинин: Наверное, все же самым значимым событием в ИТ-сфере я бы назвал принятие Концепции развития ИТ-рынка, а не решение о создании технопарков. Технопарки — это частность, их создание имеет смысл рассматривать только в рамках общей концепции развития ИТ. Тема технопарков очень неоднозначна, недаром вокруг нее развернулись целые баталии. К сегодняшнему дню только ленивый не высказался по поводу недостатков предложенной правительством концепции технопарков. Возможно, она еще сырая и несовершенная, но хорошо уже то, что руководство страны в принципе задумалось над этим вопросом и начало изучать мировой опыт. Поскольку практика показывает, что идея технопарков может быть успешно реализована, я надеюсь, что и в России это когда-нибудь случится. Над концепцией должны совместно работать правительство и представители ИТ-сообщества, глубже понимающие проблематику, тогда благие намерения превратятся в реальность.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS